cryptic_storm (cryptic_storm) wrote,
cryptic_storm
cryptic_storm

Линия Кемерово - Барзас - Анжерская. "Поезда-призраки".

В последующие три дня, 10, 11 и 12 января 2017 года, произойдёт удивительное событие - в Кемеровской области по железнодорожной линии Кемерово-Барзас-Анжерская, которая с 1 января 2010 года не имеет никакого пассажирского сообщения, пройдут так называемые "поезда-призраки". В каждый из этих дней, поздно вечером. Этих поездов нет в расписании по некоторым проходящим станциям перед Кемерово (да и вообще в расписании их не сразу заметишь), на них тяжело купить билеты, и они назначаются этим маршрутом всего лишь несколько раз в год и только в одном направлении (в Новокузнецк, обратно их нет).


Немного об истории этой интересной железнодорожной линии. Железнодорожная линия Кемерово-Барзас-Анжерская соединяет город Кемерово с Транссибирской магистралью. Протяжённость - 105 километров. История этой ветки начинается в 20 веке одновременно с историей посёлка Барзас, с 1929-1930 годов. Тогда начались изыскания по разведыванию и добыче угля. Строились шахты и лесоперерабатывающие предприятия. Примерно к 1934-36 году, одновременно с общим развитием железнодорожной сети Кузбасса, проложили железную дорогу до Барзаса от станции Кемерово. Станция располагается в 52 километрах северо-восточнее своего регионального центра, и надо сказать, что станция Барзас находится на некотором удалении от одноименного посёлка. Ветка была тупиковая, от неё ответвлялись подъездные пути на угольные шахты и разрезы. Помимо угля, на ветке были и пассажиры - до середины 1980-х годов от Кемерово до Барзаса курсировал пригородный поезд на тепловозной тяге. Однопутная и не электрифицированная ветка была достаточно загружена. Результат не заставил долго ждать. В 1986 году Кемерово соединили с Транссибирской магистралью - был введён в эксплуатацию участок Барзас-Анжерская (город Анжеро-Судженск) с последующей его электрификацией. Это сократило путь угольным составам из рудников и разрезов почти на 300 километров. На линии началась и пассажирская жизнь - с 1990-х годов стали курсировать электропоезда из Кемерово до Анжеро-Судженска и Тайги. Ввиду оптимизации и сокращение расходов бюджетных средств, курсирование электропоездов по линии прекратилось с 1 января 2010 года. Про отмену пригородных поездов в Кузбассе я расскажу в следующей части. Однако эту линию стали игнорировать и пассажирские поезда дальнего следования, которым через Кемерово было бы ехать куда рациональнее - поезда и собрали бы пассажиров, и не стали бы делать огромный крюк через Юргу. Например поезд 207Н Новокузнецк-Владивосток. Но, такое впечатление, что целенаправленно убирают, не только с этой линии, но и из Кемерово, любые пассажирские поезда.Именно из-за огромной редкости, в настоящее время, пассажирских поездов на этой линии, эти поезда некоторые и называют "призраками".

Линия Кемерово-Анжерская на Яндекс-картах. Обозначены станция и посёлок Барзас:
16.png


Итак начнём более детальное исследование сей тайны. Отследить эти столь редкие поезда можно с помощью сервиса Яндекс-расписания. Открываем расписание поездов по станции Тайга-1, выбираем вкладку "Отправление":
1.png


Листаем вниз, и вот они, "поезда-призраки" Барзасской линии:
2.png


Открываем список остановок первого в нашем списке - поезд 514А Санкт-Петербург - Новокузнецк. Вплоть до Тайги-1 набор остановок весьма типичный для отправляющихся из Санкт-Петербурга на восток поездов, а вот дальше и идёт самое интересное:
3.png
4.png


Маршрут этого поезда по северу Кузбасса во вкладке "Карта" данного поезда. Красные "недорисованные" веточки это глюк Яндекса, однако он всё таки правильно нарисовал маршрут:
5.png
6.png
7.png


В Кемерово стоянка поезда аж целх полтора часа. Зачем так много на такой "непассажирской" ныне линии, неясно. Но самые интересные остановки у поезда это "о.п.45 км" и "Забойщик". Начну со станции Забойщик. Станция располагается в одном из районов городского округа Берёзовский, примерно на 33 километре железной дороги по направлению к Анжерской от Кемерово. Район немаленький, пусть и с частной одноэтажной застройкой, но раньше он давал достаточно пассажиров в электропоезда, которых уже давно тут нет. А наш поезд стоит на станции аж 11 минут! При этом остановка техническая и пассажиров на ней не выпускают.
8.png
9.png


Перед Забойщиком поезд делает 5-минутную техническую остановку на станции, обозначенной как "о.п.45 км". На самом деле это станция Анжерская-Западная, расположенная в черте Анжеро-Судженска. Поезд тормозит с правой части станции, со стороны вокзала, так как этот путь и есть дальнейший съезд на Кемерово. Пассажиров здесь также никуда не выпускают и не впускают. А ведь можно было бы продавать здесь билеты - для жителей Анжерска это могла быть хорошая возможность к утру приехать в Новокузнецк. Вот Анжерская-Западная на карте:
10.png
11.png


А вот этот съезд на Кемерово около переезда на пересечении улиц Кемсеть и Белинского. Этот съезд соединяется с другим съездом со стороны Мариинска перед остановочным пунктом Старые Челы (48 км). Таким образом образовывается развилка - на Анжерскую-Западную и Анжерскую (в Мариинск). Эта развилка видна на картах выше. А снимок переезда сделан с сервиса Google-карты:
12.png


Продолжаем дальше. Поезд 518М Москва-Новокузнецк после Кирова имеет тот же набор остановок, тот же маршрут, только едет по Барзасской линии, в отличие от предыдущего, завтра, 10 января 2017 года. Рассматривать его не буду.
И у нас остался последний "поезд-призрак" - 524Н Новосибирск-Новокузнецк:
14.png
15.png


Поезд не имеет технических остановок, зато фактически летит экспрессом. Стоянка в Кемерово - 20 минут. Пустить этот поезд в ежедневном обращении из Томска с тем же набором остановок и добавив Анжерскую-Западную, этот поезд, я уверен, пользовался бы большой популярностью у жителей Кузбасса! Он стал бы хорошей возможностью добраться ночью, в отсутствие междугородних автобусов, из Тайги/Анжеро-Судженска/Кемерово/Топок к утру в Новокузнецк. Жаль, мечты... Не хочет кузбасская администрация развивать железодорожный транспорт, хотя потенциал, на мой взгляд, огромный.
Напоследок - "поезда-призраки" на несколько дней появляются в расписании по станции Кемерово:
13.png


Фотографий данной линии у меня нет, так как сам мечтаю проехать от Кемерово до Анжерской по железной дороге, и надеюсь, что пассажирское сообщение на ней возродят когда-нибудь. В тёплое время года надеюсь посетить эту линию, и, хотя бы, часть крупных перегонов и станций детально сфотографировать. Если будет весной/летом подобный поезд, то попытаться купить билет от Тайги до Кемерово, и посмотреть из окошка...
Было бы отлично, если бы кому-нибудь удалось бы заснять какой либо из этих "поездов-призраков" на станции Кемерово в эти дни.
И да, кстати. Если кто знает, попробуйте ответить на вопрос - зачем назначаются эти поезда и для чего/кого они нужны?

Tags: Кемерово, Кузбасс, РЖД, железная дорога, поезда, поезда-призраки, пригородные поезда, электропоезда
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments