cryptic_storm (cryptic_storm) wrote,
cryptic_storm
cryptic_storm

Новомосковск железнодорожный. Часть 1 - линия Урванка-Московская.

Долго не мог приступить за написание данного фотоотчёта по тем или иным причинам, и вот, спустя два месяца, закончил.

Ярким и солнечным днём, 23 октября 2016 года, я наконец совершил однодневную исследовательскую поездку в город Новомосковск Тульской области, достаточно крупный промышленный город. Новомосковск расположен в 70 километрах от Тулы и в 210 километрах от Москвы. Он является одним из немногих городов на постсоветском пространстве, в котором одним из видов городского транспорта являются электропоезда. С точки зрения любителя (фаната) железнодорожного транспорта, Новомосковск, с его изолированной сетью городских электропоездов, был, и пока остаётся, удивительным городом. Удивительным в плане наличия "островного" электрифицированного 25 километрового участка Маклец - Бобрик-Донской - он не связан с другими электрифицированными железнодорожными линиями. Этот участок ещё называют "Новомосковское кольцо", хотя это только полкольца. Реальное же кольцо не ограничивается в Маклеце и Бобрике, а "замыкается", если уж так говорить, в Узловой I.
Цель моей небольшой исследовательской экспедиции (а именно так было бы правильно называть данное мероприятие) было максимально подробное фотодокументирование объектов железнодорожной инфраструктуры Новомосковской агломерации и разобранной в 2009-2010 годах 2-ух километровой внутригородской железнодорожной линии Московская - Урванка. Она проходила в черте города от станции Урванка, расположенной на "островной" электрифицированной линии Маклец - Бобрик-Донской, до станции Московская, которая находилась фактически в центре города, в месте пересечения улиц Куйбышева и Московская. Линия была уникальным символом Новомосковска, к сожалению непризнанным и варварски уничтоженным в угоду развития автотранспорта - расширение автодороги, постройка моста за счёт трассы железнодорожной линии. Последний рейс электропоезда с Московской был в июне 2009 года.
Участки обращения электропоездов в Новомосковской агломерации, по состоянию на 2000 год. Современное состояние куда хуже - всё, кроме веток на Анилиновую и Московскую. Схема сделана со скриншота Яндекс-карт:





Расположение уничтоженной в 2009 году линии Урванка-Московская, красным цветом обозначена Новомосковская детская железная дорога:

карта Новомосковска.png


В тексте также будет неоднократное упоминание о линии Урванка-Анилиновая. Краткая справка о ней. Линия начиналась от станции Урванка и уходила в промзону в северо-восточной части Новомосковска. Ввиду падения пассажиропотока, движение электропоездов по ней прекратилось в далёком 2001 году, а электрификация была снята. В отличие от ветки на Московскую, ветка на Анилиновую не была разобрана, а стала сугубо грузовой, ввиду наличия на ней крупной сортировочной станции Промгипсовая.
Я обозначил линию Урванка-Анилиновая и нынешнюю станцию Промгипсовая:




Но перейду к сути дела и описанию увиденного и сфотографированного. Я прибыл на автовокзал Новомосковска примерно в 10 утра. Мой день был тщательно спланирован, и пока до следующего пункта плана оставалось около 40 минут, я решил заснять немного из достопримечательностей города. Помимо промышленных предприятий, детской железной дороги, Новомосковск известен как место истока одной из крупнейших рек европейской части России - Дон. Сам исток Дона представлен незамысловатым сооружением в виде камня с выгравированной надписью:
20161023-IMG_6657.jpg


Прямо за истоком располагается платформа Исток Дона, Новомосковской детской железной дороги:



Дорога является узкоколейной. Движение поездов только в летний период, с мая по сентябрь. Забавно, платформа красиво оформлена, покрашена и выглядит куда ухоженней, чем платформы с достаточно высоким пассажиропотоком "обычной" железной дороги.
Пока я размышлял над этой несправедливостью, незаметно пролетело время. Первый пункт плана был выполнен и я неспеша вернулся к автовокзалу. Автовокзал располагается напротив железнодорожного вокзала Новомосковск-1. Со стороны перрона вокзал выглядит унылой и серой коробкой. Со стороны города фотографировать не стал из-за наличия маргинального типа личностей, ибо в подобных городах больше опасаюсь за свой фотоаппарат. Вокзал пустой внутри, из-за почти полного отсутствия ныне каких либо признаков пассажирской жизни, кроме очереди у касс дальнего следования, территория являет собой образец чистоты и ухоженности:







Станция Новомосковская I формально является остановочным пунктом в границах станции Урванка. Фактически это разъезд на однопутной линии.
Вдалеке сверкает огонёк - дизель-поезд РА-2 возвращается откуда то резервом в депо, скорее всего это тот, что прибыл в Узловую из Ефремова. Я успел его поймать, правда только с хвоста:



Перед следующим поездом занимаю место на пригорке для удачных кадров. Немного спустя к платформе прибывает РА-2 сообщением №6042/6041 Тула-1-Курская - Урванка. Высадив пассажиров, он отправился к своей конечной станции:






Напоследок я сфотографировал общий вид платформы. Платформа рассчитана на полноценный 10-ти вагонный электропоезд, как и практически все высокие платформы городских электропоездов Новомосковской агломерации. С правой стороны когда то также была высокая длинная платформа - она была разобрана в 2010 году по причине плохого состояния и неиспользования ввиду низкого пассажиропотока, с которым прекрасно справлялась только одна платформа.



Я отправился дальше, к главной цели своей однодневной экспедиции. Быстрым шагом по улицам и дворам, и передо мною появилась ДЖД:



Пройдясь дальше, я вышел к, когда то, любопытному месту - железная дорога широкой колеи проходила вдоль узкой. Сама рельсошпальная решётка разобранной ветки находилась приблизительно на месте красного забора, отделяющего ДЖД от автодороги. Вид в направлении станции Московской:



Вид из этой же точки в противоположном направлении на Урванку. Фонарные столбы и дорожный забор находятся точно на месте бывшего железнодорожного полотна, на фото справа от ДЖД:



Идём дальше. Я выхожу на тропинку, точнее сейчас это тропинка, а 6,5 лет назад здесь ходили электропоезда. Тем не менее, эта тропинка находится на невысокой теперь земляной насыпи. Ряд бетонных столбов, на фото они слева, это столбы бывшей контактной сети. Кое-где ещё лежат остатки деревянных шпал.



Пробираться через кусты было трудновато, а местами и противно - грязь, мусор и бутылки лежали повсюду.
Бывшее ж/д полотно пересекало несколько дорог, отходящих от улицы Куйбышева, на которых во время прохождения электропоездов образовывались пробки.
После зарослей кустов и первой дороги начался небольшой пустырь. Ветка проходила примерно посередине между улицей Куйбышева и рекламными столбами:



Я прошёл ещё метров 200 и сделал фото в противоположном направлении:



Часть пути проходила вдоль теплотрассы, на которой частенько любят мусорить прохожие и греться бомжи.
А вот ещё остатки деревянных шпал, которые забыли или не стали убирать с места преступления разрушения:



Бывшая ветка подходит к концу и я подошёл к самому интересному - станции Московской, точнее всё, что от неё осталось:



Вид из этой же точки в противоположном направлении:



А вот остатки от основания первой боковой платформы, которая была демонтирована ещё задолго до закрытия движения на Московскую:



Вид с бывших тупиков в направлении станции Урванка:





Итак, по порядку. Московская - это тупиковая станция. Платформы упирались в здание небольшого вокзала. До 2002 года на станции имелось три пути и две платформы, тут одновременно могли находиться три электропоезда. Расположение, по фотографии, было таковым: боковая платформа слева, два пути, островная платформа, третий путь. На предыдущем и этом фото видны оставшиеся столбы контактной сети и место расположения первой боковой платформы - она была демонтирована после прекращения движения на Анилиновую, повторюсь, в 2002 году.
О том, что здесь находилась железнодорожная станция, напоминают лишь бетонные столбы, возвышение под тупики и широкий пустырь. К моему большому сожалению, оказался разрушен даже бывший вокзал. Это стало для меня шоком, так как ещё во время предыдущего визита в Новомосковск, здание станции ещё сохранялось.
Здесь был вокзал станции Московская, груда мусора и досок скорее всего от него:



А вот фотографии (хоть и сделаны они на цифровую мыльницу), которые я сделал в октябре 2015 года. Удивительным образом оно простояло 5 лет после демонтажа ветки. Сейчас эти фотографии без всякого пафоса можно смело объявить историческими:
20151018-SAM_2688.jpg20151018-SAM_2690.jpg20151018-SAM_2692.jpg


Год назад это здание находилось в очень плохом состоянии, потрескавшееся с отваливающейся штукатуркой. И неудивительно, раз его снесли за ненадобностью.
Но мне пора было идти на станцию Урванка, чтобы успеть на РА-2, который следует на Ефремов через Маклец. По пути делаю одно фото, на месте бывшей ветки в направлении Урванки. Справа видны столбы бывшей контактной сети:



Снова выхожу к Новомосковской ДЖД. Платформа "Парковая" и забавный паровозик напротив:







Возвращаюсь к основному пути. Из-за моста и невозможности пройти по проезжей части приходится идти по тротуару. Слева на фото автосалон, справа от которого проходила ветка от Урванки до Московской. А этот злополучный мост и послужил причиной демонтажа ветки:



Ветка до Московской пересекала улицу Мира, на которой всегда образовывались большие пробки при закрытии переезда. Эту проблему решили при постройке моста в ущерб железнодорожной сети. На фото руины от будки дежурного по переезду на улице Мира. Рекламный плакат "Памятники" на заборе весьма комично вписывается в общую композицию, так как снесённое сооружение действительно является памятником уже ушедшей эпохе:



Теперь можно точнее поймать расположение бывшей ветки. Я прошёл метров 50 далее и сделал фото в направлении Урванки, справа виден столб от бывшей контактной сети:



Вид из этой же точки, в противоположном направлении. Слева от моста столб контактной сети:



Начиная с этой фотографии, я в точности повторяю маршрут разобранной ветки. Вид в направлении Московской, виден один столб:



Вид из этой же точки в направлении Урванки:



Вид в направлении Московской, на первом фото, и Урванки, на втором, через 100 метров:





Выхожу к месту, где бывшая ветка какое время шла параллельно с основной линией Бобрик-Донской - Маклец, до её соединения с ней и станцией Урванка. Передо мной выровненный после демонтажа щебень. Вид в сторону Урванки, справа столбы бывшей контактной сети:



Вид из этой же точки в противоположном направлении, на Московскую:



Тут я вышел вплотную к основной 25 километровой электрифицированной линии "городских электропоездов" Бобрик-Донской - Маклец. Вид в сторону Бобрика:



А здесь вид в сторону Урванки, но уже ближе к переходу. Видите в правой верхней части провода контактной подвески? Они ведут в направлении бывшей Московской. Крайний правый провод - под ним и находились рельсы:



Одна подвеска немного уходит в направлении бывшей Московской. В этом месте бывшая ветка делает спуск:



Вид с перехода. Здесь уже начинается станция Урванка. В центре видна стрелка. Раньше электропоезд при движении с Московской, переходил по стрелке на этот путь, если он ехал в Маклец. Если Урванка была конечной станцией, или электропоезд ехал на Анилиновую (ветка Урванка-Анилиновая, пассажирское движение по ней закрыто с 2001 года), то он оставался на своём пути (крайняя правая контактная подвеска, под ней был путь с Московской):



Кстати это не переход, это бывший переезд, который закрыли после постройки моста через железную дорогу:



Пройдя 100 метров, я сделал общий вид в направлении Бобрика. Хорошо видна насыпь от разобранной ветки и контактная подвеска - крайняя правая и вела на Московскую. По расположению подвески нетрудно и сделать схему путевого развития этого места.



Тут я подошёл к концу исполнения одного из пунктов своего плана - станция Урванка:



Островная пассажирская платформа на станции Урванка - вид снизу и сверху, с пешеходного виадука:





Про станцию стоит отдельно сказать. Станция Урванка является узловой. Здесь происходило скрещение электропоездов - из Бобрика-Донского, Маклеца, Московской и Анилиновой. До 2010 года на станции были две высоких островных платформы - та, что на фото, это была платформа в направлении Новомосковской-1 и Узловой. Вторая платформа находилась между двумя крайними справа путями. У неё делали остановку электропоезда, следовавшие в северную промзону, а к правой стороне платформы прибывали электропоезда из Московской, и следовавшие в Анилиновую. Пассажиры, которые ехали с Московской на Маклец, делали тут пересадку. Две платформы на Урванке были подобны кросс-платформенным станциям московского метрополитена, как "Китай-город" или "Третьяковская". Это было весьма удобно, что делало "городские электропоезда" Новомосковска местным подобием метрополитена, наземного.
В настоящее время вторая островная платформа демонтирована, не осталось от неё никаких следов, а место где она находилась, весьма ювелирно вспахано. В январе 2014 года я ехал на пригородных поездах в Ефремов. Одна из пересадок была как раз в Урванке. Тогда же я сделал весьма интересный снимок. На данной фотографии видны остатки от основания второй платформы (на тот момент со времени сноса платформы прошло почти 4 года):



Вид в сторону Московской с виадука и снизу:





Когда то Урванка была крупнейшей пассажирообразующей станцией на железнодорожной сети Новомосковской агломерации, с высоким пассажиропотоком и плотностью движения пригородных поездов. Когда то открыт был и вокзал. В настоящее время он закрыт с 2010 года, после закрытия движения на Московскую:





Платформа кажется пустынной.



Но одинокие пассажиры потихоньку начинают выходить на перрон, так как вскоре с Урванки отправится пригородный поезд РА-2 на Ефремов через Маклец.







Вдалеке сверкнул огонёк и мимо платформы проезжает РА-2. Он возвращается в депо с конечной станции Узловая своего маршрута №6731 Ожерелье - Узловая-1. Кстати он едет по тому пути, по корому раньше и ехали все электропоезда в Маклец (если на Анилиновую, то соседний, дальний, путь):





А вот и расписание по станции Урванка, вывешенное на трёх листах формата А4 - это жалкие остатки былых объёмов движения пригородных поездов:



Вскоре к платформе подъезжает РА-2 сообщением №6424/6423 Урванка-Ефремов. Пассажиров кстати садится немало, но почти все они - пожилые люди, льготники, проезд которых оплачивает госбюджет. Благодаря ним, и небольшому потому рабочих в северную промзону в утренний час-пик, кое-как и держится городская железнодорожная сеть Новомосковска. Я также сел в этот поезд с деньгами наготове, в надежде купить минимум два билета, чтобы хоть как то поддержать крохотный пассажиропоток. Однако разъездных кассиров не было вплоть до Узловой I, и оплачивать было некому. Поезд фактически катает забесплатно желающих - в лучших традициях умирающих железнодорожных линий...



Маршрут этого РА-2, как я уже писал выше, проходит через Маклец - поезд делает большой крюк, зато не тратит время на смену направления в Узловой. Такой маршрут как раз приходится кстати, так как мне необходимо зафотодокументировать все станции и остановочные пункты Новомосковского кольца, пусть и из окна вагона.

В следующей части будут фотографии и описания практически всех станций и остановочных пунктов "Новомосковского железнодорожного кольца", а также старые расписания Новомосковских электропоездов.

Tags: Новомосковск, РЖД, Урванка, ЦППК, варварский демонтаж, городские электропоезда, железная дорога, пригородные перевозки, электропоезда
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments