стальных магистралей ценитель... (cryptic_storm) wrote,
стальных магистралей ценитель...
cryptic_storm

Линия Кемерово - Барзас - Анжерская. "Поезда-призраки".

В последующие три дня, 10, 11 и 12 января 2017 года, произойдёт удивительное событие - в Кемеровской области по железнодорожной линии Кемерово-Барзас-Анжерская, которая с 1 января 2010 года не имеет никакого пассажирского сообщения, пройдут так называемые "поезда-призраки". В каждый из этих дней, поздно вечером. Этих поездов нет в расписании по некоторым проходящим станциям перед Кемерово (да и вообще в расписании их не сразу заметишь), на них тяжело купить билеты, и они назначаются этим маршрутом всего лишь несколько раз в год и только в одном направлении (в Новокузнецк, обратно их нет).


Немного об истории этой интересной железнодорожной линии. Железнодорожная линия Кемерово-Барзас-Анжерская соединяет город Кемерово с Транссибирской магистралью. Протяжённость - 105 километров. История этой ветки начинается в 20 веке одновременно с историей посёлка Барзас, с 1929-1930 годов. Тогда начались изыскания по разведыванию и добыче угля. Строились шахты и лесоперерабатывающие предприятия. Примерно к 1934-36 году, одновременно с общим развитием железнодорожной сети Кузбасса, проложили железную дорогу до Барзаса от станции Кемерово. Станция располагается в 52 километрах северо-восточнее своего регионального центра, и надо сказать, что станция Барзас находится на некотором удалении от одноименного посёлка. Ветка была тупиковая, от неё ответвлялись подъездные пути на угольные шахты и разрезы. Помимо угля, на ветке были и пассажиры - до середины 1980-х годов от Кемерово до Барзаса курсировал пригородный поезд на тепловозной тяге. Однопутная и не электрифицированная ветка была достаточно загружена. Результат не заставил долго ждать. В 1986 году Кемерово соединили с Транссибирской магистралью - был введён в эксплуатацию участок Барзас-Анжерская (город Анжеро-Судженск) с последующей его электрификацией. Это сократило путь угольным составам из рудников и разрезов почти на 300 километров. На линии началась и пассажирская жизнь - с 1990-х годов стали курсировать электропоезда из Кемерово до Анжеро-Судженска и Тайги. Ввиду оптимизации и сокращение расходов бюджетных средств, курсирование электропоездов по линии прекратилось с 1 января 2010 года. Про отмену пригородных поездов в Кузбассе я расскажу в следующей части. Однако эту линию стали игнорировать и пассажирские поезда дальнего следования, которым через Кемерово было бы ехать куда рациональнее - поезда и собрали бы пассажиров, и не стали бы делать огромный крюк через Юргу. Например поезд 207Н Новокузнецк-Владивосток. Но, такое впечатление, что целенаправленно убирают, не только с этой линии, но и из Кемерово, любые пассажирские поезда.Именно из-за огромной редкости, в настоящее время, пассажирских поездов на этой линии, эти поезда некоторые и называют "призраками".

Линия Кемерово-Анжерская на Яндекс-картах. Обозначены станция и посёлок Барзас:
16.png


Итак начнём более детальное исследование сей тайны. Отследить эти столь редкие поезда можно с помощью сервиса Яндекс-расписания. Открываем расписание поездов по станции Тайга-1, выбираем вкладку "Отправление":
1.png


Листаем вниз, и вот они, "поезда-призраки" Барзасской линии:
2.png


Открываем список остановок первого в нашем списке - поезд 514А Санкт-Петербург - Новокузнецк. Вплоть до Тайги-1 набор остановок весьма типичный для отправляющихся из Санкт-Петербурга на восток поездов, а вот дальше и идёт самое интересное:
3.png
4.png


Маршрут этого поезда по северу Кузбасса во вкладке "Карта" данного поезда. Красные "недорисованные" веточки это глюк Яндекса, однако он всё таки правильно нарисовал маршрут:
5.png
6.png
7.png


В Кемерово стоянка поезда аж целх полтора часа. Зачем так много на такой "непассажирской" ныне линии, неясно. Но самые интересные остановки у поезда это "о.п.45 км" и "Забойщик". Начну со станции Забойщик. Станция располагается в одном из районов городского округа Берёзовский, примерно на 33 километре железной дороги по направлению к Анжерской от Кемерово. Район немаленький, пусть и с частной одноэтажной застройкой, но раньше он давал достаточно пассажиров в электропоезда, которых уже давно тут нет. А наш поезд стоит на станции аж 11 минут! При этом остановка техническая и пассажиров на ней не выпускают.
8.png
9.png


Перед Забойщиком поезд делает 5-минутную техническую остановку на станции, обозначенной как "о.п.45 км". На самом деле это станция Анжерская-Западная, расположенная в черте Анжеро-Судженска. Поезд тормозит с правой части станции, со стороны вокзала, так как этот путь и есть дальнейший съезд на Кемерово. Пассажиров здесь также никуда не выпускают и не впускают. А ведь можно было бы продавать здесь билеты - для жителей Анжерска это могла быть хорошая возможность к утру приехать в Новокузнецк. Вот Анжерская-Западная на карте:
10.png
11.png


А вот этот съезд на Кемерово около переезда на пересечении улиц Кемсеть и Белинского. Этот съезд соединяется с другим съездом со стороны Мариинска перед остановочным пунктом Старые Челы (48 км). Таким образом образовывается развилка - на Анжерскую-Западную и Анжерскую (в Мариинск). Эта развилка видна на картах выше. А снимок переезда сделан с сервиса Google-карты:
12.png


Продолжаем дальше. Поезд 518М Москва-Новокузнецк после Кирова имеет тот же набор остановок, тот же маршрут, только едет по Барзасской линии, в отличие от предыдущего, завтра, 10 января 2017 года. Рассматривать его не буду.
И у нас остался последний "поезд-призрак" - 524Н Новосибирск-Новокузнецк:
14.png
15.png


Поезд не имеет технических остановок, зато фактически летит экспрессом. Стоянка в Кемерово - 20 минут. Пустить этот поезд в ежедневном обращении из Томска с тем же набором остановок и добавив Анжерскую-Западную, этот поезд, я уверен, пользовался бы большой популярностью у жителей Кузбасса! Он стал бы хорошей возможностью добраться ночью, в отсутствие междугородних автобусов, из Тайги/Анжеро-Судженска/Кемерово/Топок к утру в Новокузнецк. Жаль, мечты... Не хочет кузбасская администрация развивать железодорожный транспорт, хотя потенциал, на мой взгляд, огромный.
Напоследок - "поезда-призраки" на несколько дней появляются в расписании по станции Кемерово:
13.png


Фотографий данной линии у меня нет, так как сам мечтаю проехать от Кемерово до Анжерской по железной дороге, и надеюсь, что пассажирское сообщение на ней возродят когда-нибудь. В тёплое время года надеюсь посетить эту линию, и, хотя бы, часть крупных перегонов и станций детально сфотографировать. Если будет весной/летом подобный поезд, то попытаться купить билет от Тайги до Кемерово, и посмотреть из окошка...
Было бы отлично, если бы кому-нибудь удалось бы заснять какой либо из этих "поездов-призраков" на станции Кемерово в эти дни.
И да, кстати. Если кто знает, попробуйте ответить на вопрос - зачем назначаются эти поезда и для чего/кого они нужны?

Tags: Кемерово, Кузбасс, РЖД, железная дорога, поезда, поезда-призраки, пригородные поезда, электропоезда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments