стальных магистралей ценитель... (cryptic_storm) wrote,
стальных магистралей ценитель...
cryptic_storm

Новомосковск железнодорожный. Часть 2 - от Урванки до Узловой.

Продолжение моей поездки.
Пыхтящий дизель-поезд ещё постоял какое то время в ожидании отправления. Мужской и разборчивый голос информатора объявил о следующей остановке и закрытии дверей. В предыдущие разы, когда я проезжал на РА-2 в черте Новомосковска, я не слышал такого информатора - голос объявляет не только название остановок и стандартное "осторожно, двери закрываются", но и название маршрута, компанию-перевозчика, и запрет на курение. Двери закрылись, машинист дал сигнал и наш РА-2 медленно тронулся на Маклец.

Интерьер последнего, а при смене направления головного, вагона:



На станции Урванка располагается депо Новомосковск, справа по ходу движения на Маклец. Я сделал одно фото из окна:



Жёлтый состав - это новый дизель-поезд ДП-М совместного производства отечественного завода «Метровагонмаш» (он выпускает дизель-поезда РА-1 и РА-2, а также электропоезда для метрополитенов) и швейцарской компании "Stadler" (Штадлер). Почему и как он оказался в Новомосковске, мне неизвестно.
Мой РА-2 не спеша ехал, словно и сам попутно любовался осенними пейзажами. Всегда особенно любил кататься на пригородных поездах осенью - эта неповторимая квинтэссенция природных красок и пасмурной погоды, где каждый миг не похож на предыдущий. Эти мгновения пролетали один за другим, пока поезд приближался к следующей остановке на маршруте - станция Ключёвка. На станции вышло много пассажиров, я бы даже сказал почти все пассажиры. Возможно, кто то ещё оставался в первом вагоне, но туда я не ходил, а в своём вагоне я был единственным пассажиром.
Станция Ключёвка:



Станция Ключёвка находится практически на берегу Любовского водохранилища, используется для разъезда встречных поездов. Сама платформа находится в кривой и рассчитана на 10-ти вагонный электропоезд. Кстати РА-2 остановился с неправильной стороны платформы, хотя должен с правой. Вероятно, из-за сильного сокращения объёмов движения "заморачиваться" с переключением стрелок для перехода на нужный путь не стали, это делается только во время скрещения встречных поездов. Два крайних справа пути на фото - это ветка до станций Промгипсовая и Анилиновая, а также ведомственная линия Ключёвка-Молодёжная-Задонская.
Поезд дал свисток и отправился дальше. Слева по ходу движения поезда начинаются, пожалуй, самые красивые виды на Новомосковском "кольце".
Вид на посёлок энергетиков из окна РА-2:



Ещё немного, и поезд встречает Любовское водохранилище:




Как минимум ради таких пейзажей стоит посетить и проехать по железным дорогам Новомосковска!
Мост через Любовское водохранилище был построен вместе с железной дорогой, и открыт для движения примерно в начале 1930-х годов. Изначально мост был двухпутным. Но, к сожалению, уже лет как двадцать, мост находится в аварийном состоянии. Все поезда пропускаются по мосту с минимальной скоростью по левому в направлении Маклеца пути, а также через мост ограничен (или даже запрещён) пропуск грузовых поездов. Аварийное состояние моста создаёт реальную угрозу прекращения движения по линии, по крайней мере такие слухи есть.
Примерно через километр от моста начинается станция Новомосковская-2. Изначально это была крупная сортировочная станция. Сейчас путей весьма поубавилось. Остановка всем пригородным поездам на станции отменена ещё в 2007 году. В 2008 году была снесена островная пассажирская платформа. Пассажирами станции были жители Северного планировочного района, к середине 2000-х годов практически вымершему. Так что пассажиропоток здесь, к тому моменту, снизился весьма сильно. Основные причины отмены остановки и сноса платформы - падение пассажиропотока (почти полное переселение жителей из призаводского района с её вредными химическими производствами и выбросами в воздух), а также наличие платформы ГРЭС километром севернее.
На станции находится "вокзал" 1948 года постройки, его закрыли вместе с остановкой поездов. Само место нахождения бывшей платформы я сфотографировать не успел. Вокзал сейчас единственное свидетельство того, что когда-то тут кипела пассажирская жизнь. Край платформы и лестницы с ней находились чуть раньше уровня вокзала:



Здание станции Новомосковская-2:



Поезд проехал ещё километр и остановился у платформы ГРЭС. Остановочный пункт ГРЭС имеет две платформы, обе находятся в кривой. Недалеко от платформы находится Новомосковская ГРЭС. Из поезда никто не вышел, на платформе пассажиров под посадку не было:




Сразу же после поворота находится остановочный пункт Химкомбинат, построенный рядом с одним из КПП Новомосковского химического комбината "Азот" (градообразующее предприятие Новомосковска):






Островная платформа Заводской парк. Никто не вошёл и не вышел:



Станция Северная. Крупная сортировочная станция, расположена среди большой промышленной зоны. На станции имеется одна высокая островная платформа в длину 10-ти вагонного электропоезда. Для некоторых электропоездов Северная являлась и является конечным пунктом на маршруте. Есть небольшой одноэтажный "вокзал".





Проехав промзону, поезд прибывает к станции Маклец. Станция находится на двухпутной неэлектрифицированной железнодорожной магистрали Ожерелье - Узловая - Елец. На станции электрифицирован один путь — крайний левый (по направлению от Ожерелья). Он заканчивается тупиком у посадочной платформы. Этот тупик является конечным пунктом движения электропоездов из Урванки и Бобрика-Донского. В настоящее время у платформы кое-как помещается 6-ти вагонный электропоезд. В связи с масштабной реконструкцией и постройкой автодороги (индекс 70К-424) через железнодорожные пути от федеральной трассы М4 "Дон" до самого центра Новомосковска (ж/д ветка Урванка-Московская мешала прокладке этой дороге), платформа была сокращена в 1,5 раза. Этот тупик из окна РА-2. Электропоезда в это время там не оказалось:






По пешеходному мосту можно перейти на другую сторону станции, где расположено здание вокзала и низкие посадочные перроны:




На станции стоял весьма длинный грузовой состав, и не один. Почти минуту РА-2 ехал мимо, словно, бесконечной цепочке цистерн:



Следующие 10 минут поезд мчался по магистрали и вместе со мной любовался осенними пейзажами Тульской лесостепи. Никаких остановок вплоть до следующей Узловой-2 не было. В вагоне своём я был единственным пассажиром. Я сделал ещё одно фото салона вагона РА-2. К слову, по комфортности считаю его одним из лучших пригородных мотор-вагонных составов в стране - мягкие кресла, столики и чистые туалеты:



Прибыли на станцию Узловая-2. Станция имеет две платформы - островную и боковую. Пассажиров нет ни входящих, ни выходящих:




Здесь уже мой поезд выезжает на пересечение с исторической Сызрано-Вяземской железной дорогой. Вот проезжаем вотчину местного локомотивного хозяйства - локомотивное депо ТЧ-35 МЖД, а также вагонное ремонтное депо Узловая. Вагонное ремонтное депо находится в ведении "Вагонной ремонтной компании", дочернего предприятия ОАО "РЖД". Также тут есть поворотный круг:




Поезд вдруг остановился и открыл двери. Но я не увидел никакой пассажирской платформы. Двери были открыты и выход был прямо на щебень. Это оказался остановочный пункт Депо. Возможно раньше здесь и была посадочная платформа, пассажиров на посадку и высадку не было видно:



Примерно через километр поезд подъехал к станции Узловая-1, одной из важнейших узловых станций Тульского региона Московской железной дороги. Станция находится в городе Узловая, входящим в состав Тульско-Новомосковской агломерации, на пересечении железнодорожных магистралей Ожерелье - Елец и Вязьма - Калуга-1 - Ряжск - Пенза - Сызрань (историческая Сызрано-Вяземская железная дорога). Я выхожу здесь, так как РА-2 едет дальше в Ефремов, куда сегодня мне не нужно было. Кстати пассажиров весьма немало садилось. В поезд сели и разъездные кассиры, которых от Урванки до Узловой не было. Очень зря, ведь с меня можно было бы вполне "поиметь" 112 рублей (стоимость проезда за 4 зоны: Урванка-Маклец 56 рублей и Маклец-Узловая-1 56 рублей). Я был готов заплатить эти деньги, и купить даже два билета ради сохранения поезда на маршруте, но платить было некому... Так и умирают железнодорожные линии - сначала поднимут стоимость проезда (28 рублей зона в Тульской области, немаленькая сумма!), потом "забудут" поставить контролирующих лиц. Но причина скорее в другом. После закрытия вокзала на станции Урванка, она перестала быть тарифной станцией, и в настоящее время все кассиры "Новомосковского кольца" заходят и выходят в Новомосковске-1. То есть контроль имеется в электропоездах на участке Новомосковск-1 - Маклец - Новомосковск-1, на участке Новомосковск-1 - Бобрик-Донской контроль есть лишь в дизель-поездах на Тулу и из Тулы. Всё, что едет из Урванки через Маклец, такие пригородные поезда, как например Урванка-Ряжск, фактически являет собой "условно-бесплатный" транспорт до Узловой-1.
РА-2 отправился на Ефремов, станция опустела и я спокойно сфотографировал здешние виды. Здание вокзала станции Узловая-1 1950-ого года постройки. Старый вокзал снесли в 1935 году в связи с расширением станции и строительством новых путей:



Кстати, в 1904 году через Узловую свой путь, с целью "популистской" поездки на восток, держал российский император Николай II.
Вид в направлении Бобрика-Донского:



Вид на вокзал и пути в направлении Тулы:



В это время никаких пригородных поездов в направлении Новомосковска не ожидалось. И чтобы успеть на электропоезд Бобрик-Донской - Маклец, мне пришлось воспользоваться маршруткой до города Донского. Маршрутку успешно нашёл и быстрым шагом дошёл до станции Бобрик-Донской. Таким образом, для полного замыкания "кольца", я не проехал лишь участок Узловая-1 - Бобрик-Донской. До прибытия электропоезда к платформе успел сделать фото станции в направлении Кимовска:



В это время к электрифицированному тупику станции Бобрик-Донской подъезжает электропоезд:



Станция Бобрик-Донской практически идентична вышеописанной станции Маклец. Находится она на однопутной не электрифицированной магистрали Вязьма-Ряжск-Пенза (двухпутная на участках Муратовка - Калуга-1 и Тула - Узловая-1). На станции также имеется электрифицированный тупик для электропоездов. Платформа рассчитана на 10-ти вагонный электропоезд. Расписание не очень густое - всего лишь 4 электропоезда в день в сторону Маклеца и примерно столько же дизель-поездов, проходящих из Тулы. В середине 2000-х в расписании от Бобрика значилось 10-12 электропоездов в Северную, Урванку и Маклец.
Когда я заходил на пешеходный мост, чтобы сделать фото, у лестницы "тусовались" три школьницы примерно 12-летнего возраста. Они издавали весьма восторженные эмоции, когда электропоезд подъезжал к платформе: "Смотри! Поезд едет!". Я решил у них спросить о том, знают ли они, что до Новомосковска можно доехать именно на этом поезде. Дальнейший ответ и диалог был примерно следующим:
- Серьёзно? Вот это да!
- То есть вы ни разу в Новомосковск на поезде не ездили? Попробуйте скатайтесь, пока они есть.
- Неее, нас родители не отпустят. Мы на маршрутке туда ездим. Удобнее, они же каждые пять минут ходят. А поезд вроде по расписанию.

Делаем соответствующие выводы. Большинство людей, после сильного сокращения объёмов движения, уже и позабыли, что в Новомосковск можно доехать по железной дороге, а если и помнили, то детям сказать забыли...



Вид в направлении Узловой и Тулы с перрона:



Электропоезд ЭР2-1188 сообщением №6352 Бобрик-Донской - Маклец находится под посадкой на станции Бобрик-Донской. Старенький и обшарпанный состав, ещё родной окраски, наследие ушедшей эпохи, словно передавал привет из своего советского прошлого:




Когда машинист заканчивал необходимые процедуры в кабине для смены направления движения, я решил немного поговорить с ним на тему железнодорожных перевозок в Новомосковске. Машинист оказался весёлым усатым мужичком. Диалог был примерно следующий:
- Добрый день! А можно Вас спросить?
- Да?
- Как Вы относитесь к тому, что разобрали линию Московская-Урванка?
- Очень плохо. Вот например в утреннее время от Московской отправлялось три восьми вагонных электрички, и все были битком.
- А как Вы думаете, долго ли ещё будут электропоезда здесь ездить?
- Не знаю. Всё от Москвы зависит. Как Москва решит, как придёт указание.
- И как тогда, Вы без работы останетесь?
- Ну, будем пересаживаться на рельсовые автобусы.
С этими словами он улыбнулся и пошёл в головную кабину. Вывод из этого короткого разговора напрашивается такой - закрытие движения не назвать ничем иначе, как злом и плевком в сторону жителей города и работников Химкомбината. От демонтажа ветки пострадали не только пассажиры, но и сами машинисты поездов, работников вокзалов Московской и Урванки. Резко критичные и категоричные высказывания по этому вопросу, и даже гневные письма в администрацию, были от многих жителей Новомосковска и рабочих Химкомбината, что только подтверждает всю циничность этого варварского акта в отношении наследия советской эпохи.
Время близилось к отправлению. Помимо меня, в электропоезд села женщина. Итого при отправлении из Бобрика было всего два пассажира на 4-ёх вагонный состав!
Когда я сел в салон, меня охватила ностальгия от древней зелёной ЭР2. Гул редукторов, громкий стук хлопающих салонных дверей, нормально открывающиеся вверх форточки... Деревянные "сафоновские" лавки в этот раз мне не попались конечно, были полумягкие покрытые дерматином. Однако всё равно невероятные ощущения! Всем ценителям электропоездов, в особенности серии ЭР2 - торопитесь испытать непередаваемые эмоции! Поскорее езжайте в этот заповедник, ибо рано или поздно пассажирское движение совсем исчезнет.
И вот наш электропоезд отправился. За окном промелькнули гаражи, жилые дома, и переезд через Октябрьскую улицу с весьма удивлёнными лицами водителей...




После сильной кривой, электропоезд подъехал к остановочному пункту 23 километр. Поезд сделал фактически полукруг из одной части города в другую. Платформа рассчитана на 10-ти вагонный электропоезд. На платформе имеется навес с бывшей билетной кассой. Три самые ближние фигуры - дворовые "пацаны" лет 12-14. Они сначала забежали внутрь, но потом вышли обратно со словами "А тут контролёры могут быть!". Контроль в Новомосковских электропоездах, как я уже писал выше, отсутствует на участке Новомосковск-I - Бобрик-Донской. Видно совсем уныло с развлечениями для школьников в Донском. Однако в электропоезд село три или четыре пассажира, точно не успел разглядеть:




Кстати вот из старого - расписание по станции Северная за 1986 год в направлении Бобрика-Донского. Можно точно подсчитать, сколько электропоездов проходило через 23-ий километр:
(без названия)

А вот сколько пригородных поездов проходило мимо 23-его километра в 2002 году:
о.п.23км_2002.jpg

А вот то, что стало доезжать до станции Бобрик-Донской в 2010-ом году:
Бобрик-Донской_апрель2010.jpg

Станция Московская. Столько электропоездов отправлялось в 1986 году. Воистину "наземное метро", правда в основном в час пик конечно:
Московская_1986.jpg

Станция Новомосковская-1 за 1986 год:
Новомосковск-1_1986.jpg

Насколько "обеднело" расписание Урванки к весне 2009 года:
Урванка_2009.jpg


Двери очень сильно и громко хлопнули, поезд дал свисток и мы поехали дальше. Стук колёс, громыхание сцепок. Электропоезд как будто всех оповещал о своём пути, чтобы все обратили на него внимание. Наверняка он особенно красив со стороны, среди яркой осенней листвы. Но этого я не увидел, так как был внутри:



А внимание ещё как обращают. Переезд через Донское шоссе:



Вот мы приехали на станцию Сборная-Угольная. Длинная платформа, островного типа, под 10-ти вагонный электропоезд. Из пассажиров никто не сел и не вышел. Станция также используется для разъезда встречных поездов. Здесь формируются грузовые составы южной части "Новомосковского кольца", поскольку проезд по аварийному мосту через водохранилище им не разрешён. Тепловоз ЧМЭ3 выполняет маневровые работы:



Вид на посадочную платформу:



Свисток, двери закрываются, и едем дальше. Кстати остановки не объявляются, и если не знать географии города, то будешь сам угадывать где нужно выйти.
Пользуясь моментом - салон Новомосковской ЭР2:



Вот и подъезжаем к "воротам города" - платформа Новомосковск-I. На перроне стоит небольшая кучка пассажиров. Фигура в голубой куртке это разъездной кассир:



Отправляемся дальше:



Поезд свистит и проезжает переезд, гаражи, мост, и насыпь с тропинкой от бывшей ветки на Московскую:



Пребываем к платформе станции Урванка. Фото я успел сделать только с одной стороны. А жаль, ведь нужно было запечатлеть большое количество пассажиров, подсевших в Урванке.



Урванка. Моя остановка, здесь я и вышел. Не считая участка Узловая-1 - Бобрик-Донской, проехать который в силу объективных причин не получилось, можно сказать, что я объехал всё "Новомосковское кольцо". Разумеется я сделал не одну фотографию этого электропоезда - с платформы и с путей, успев быстро спрыгнуть:




Зелёный "коротышка" устремляется вдаль:



Итак, "кольцо" проехал. Но так просто Новомосковск я не покину, и по максимуму постараюсь отфотографировать что-нибудь интересное. Как раз через 40 минут на Тулу отправится РА-2. Пока ждал поезда, успел немного побродить по Урванскому району. Собственно ничего не изменилось за предыдущие разы моего посещения - всё тот же большой супермаркет "Магнит", урванский рынок и так далее. Возвращаюсь к станции Урванка. У платформы уже стоит РА-2 сообщением №6654/6653 Урванка-Алексин. Постоял, дал сигнал и уехал в сторону Тулы:





Я очень хотел запечатлеть наш зелёненький поезд на перегоне. Сделал это предполагалось недалеко от станции Ключёвка. Пока оставалось время до прохода электропоезда по перегону, я решил прогуляться немного по городу и по грузовой ветке Ключёвка-Задонская. Путь начался от Урванки по улице Мира до пересечения её железной дорогой. На улице похолодало и пальцы изрядно подмёрзли. По пути я искал где бы купить горячего чая, чтобы согреть себя, руки и бодрый дух. Оказалось, что с этим в Новомосковске проблема - только в четвёртом по счёту ларьке он оказался. Вместе с этим отдельно отмечу качество выпечки Новомосковского хлебозавода - местные булочки и пирожки весьма вкусные.
Вот и переезд с железнодорожным полотном. Я повернул налево и пошёл в направлении Ключёвки. Качество путей весьма хорошее - была реконструкция пути, хотя ветку в своё время грозились закрыть. Также сохраняется небольшое грузовое движение, даже есть маленький накат:



Местность конечно не особо приятная - бутылки, мусор, а кое где и кострища, лай дворовых собак. Проторены тропинки по обе стороны полотна, да и по шпалам народ любит ходить.
Вдалеке виден мост - это ветка Урванка-Анилиновая, которая проходит над этой грузовой линией. Дойдя до неё, я забрался наверх и пошёл в направлении Урванки. Когда-то здесь ходили электропоезда - их движение прекратилось в 2001 году. Кстати, по состоянию на август 2001 года, тут курсировало всего лишь два электропоезда сообщением Московская-Анилиновая. Пассажиропоток под закрытие был ничтожный... Сейчас ветка сугубо грузовая - имеется крупная сортировочная станция Промгипсовая, а также обслуживает несколько крупных предприятий (например ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск»). Накат по рельсам хороший, движение грузовых составов в направлении Урванки достаточно частое.
Вид в сторону Анилиновой:



Пройдя метров 200, я спустился к основной "городской линии", на перегон Ключёвка-Урванка. Вскоре поехал из Маклеца тот самый электропоезд, что вёз меня из Донского. Машинист узнал меня и приветливо "прогудел":




Моё запланированное время пребывания в Новомосковске подходило к концу и мне нужно было возвращаться домой. Да и темнеть начинало - зима приближалась и световой день становится короче. Быстрым шагом я пошёл вдоль путей вдогонку за электропоездом. По дороге останавливаюсь для нескольких фотографий. Здесь пути на Анилиновую и Маклец соединяются. Вид в направлении Анилиновой:




Видно, что контактная сеть висит первые несколько сотен метров, а дальше нет и столбов от неё. Есть стрелочный переход для съезда с "основной" линии. Так что теоретически и в настоящий момент можно было бы организовать движение электропоездов, будь контактная подвеска и необходимая пассажирская инфраструктура на станция и остановочных пунктах. Но это мечты... В сети Интернет встречается такая информация, что в давние времена на участке до места, где эти линии расходятся, машинисты устраивали небольшие соревнования - кто кого догонит, так как электропоезда на станции скрещивались и отправлялись одновременно. Анилиновским, вероятно, было сложнее, ведь линия идёт на подъём.
Вот прохожу мимо мотор-вагонного депо ТЧ-22 Новомосковск. Старушки ЭР2 и ЭМ2И ждут своей печальной участи, а рядом стоит современный дизель-поезд ДП-М, о котором я упоминал ранее:



Вот, моя небольшая экспедиция/поездка подошла к концу. Что же сказать в заключение?... Наверное то, что пассажирское движение по железной дороге в Новомосковске постепенно "загибается". Объёмы движения сократились до самого минимума, и без помощи Новомосковских и региональных властей, а также компании-перевозчика (Центральная ППК), без больших финансовых вложений извне, электропоезда могут окончательно кануть в лету. Перспективы, я считаю, ещё остаются, пусть и весьма туманные. Имело бы смысл реконструировать мост через Любовское водохранилище; восстановить вторые пути от Ключёвки до Новомосковской-II; электрифицировать магистраль Ожерелье-Узловая-Елец и Бобрик-Донской - Узловая-1 - Тула с последующим запуском электропоездов на Тулу, Ефремов, Кимовск, Ожерелье, а возможно и в Москву. Но тяжело будет пересадить людей с автобусов обратно на железнодорожный транспорт, от которого за последние семь лет (с момента закрытия городской линии на Московскую) здешний народ успел отвыкнуть. Весьма рационально было бы сохранять и приумножать имеющиеся объёмы, уравнять цены на проезд с городскими автобусами, несколько обновить подвижной состав, составить удобное расписание, поставить в каждый поезд по разъездному кассиру на весь участок пути, дать мощную огласку и рекламу - то есть сделать из этого мероприятия громкий бренд "Городская электричка", как это наблюдается в городах Уфа, Ростов-на-Дону, Красноярск, Екатеринбург, Пермь... Только тогда Новомосковск железнодорожный снова оживёт и будет без пробок за разумную цену доставлять людей к месту назначения! Обо всём этом можно обсуждать бесконечно, и о реализации чего-либо в будущем остаётся лишь мечтать...



Tags: Донской, Новомосковск, РЖД, Урванка, ЦППК, городские электропоезда, железная дорога, пригородные перевозки, пригородные поезда, путешествия, расписания, электропоезда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments