стальных магистралей ценитель... (cryptic_storm) wrote,
стальных магистралей ценитель...
cryptic_storm

Линия Кемерово - Анжерская. История отмен пригородных поездов в Кемеровской области. Часть 1-ая.

1 января 2010 года без пассажирского сообщения осталась железнодорожная линия от станции Кемерово до станции Анжерская (город Анжеро-Судженск), которая в 1980-х годах соединила столицу Кузбасса с Транссибирской магистралью (немного об истории этой интересной линии я рассказывал в прошлый раз). Последний электропоезд на этой линии, сообщением Кемерово-Мариинск-Кемерово, проследовал в воскресенье 27 декабря 2009 года. С этого момента прошло аж 7 лет. Не круглая, “юбилейная”, дата, но достаточно большая цифра. Сейчас эту линию можно внести в грустный список “Самые длинные электрифицированные линии сети РЖД без пассажирского сообщения”, где она будет на первом месте.

Небольшая справка.
Кемеровская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Протяжённость области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток — 300 км. Граничит на северо-востоке и севере с Томской областью, на северо-востоке — с Красноярским краем, на востоке — с Республикой Хакасией, на юге — с Республикой Алтай, на юго-западе — с Алтайским краем, на северо-западе — с Новосибирской областью. Административный центр – город Кемерово. Кузбасс (Кузнецкий угольный бассейн) – второе наименование области, поскольку находится на большой площади с крупнейшими запасами угля в стране и одним из крупнейших в мире.

ОАО “Кузбасс-пригород” – пригородная пассажирская компания. Оператор пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Участки обслуживания – Тайгинский, Беловский и Новокузнецкий (Беловский участок закрыт около 7-ми лет назад). Компания образована в 2003 году посредством распределения пакетов акций между Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области и Федеральном государственным предприятием Западно-Сибирская железная дорога МПС России (в настоящее время филиал ОАО "РЖД"). В соответствии с договором "О создании открытого акционерного общества "Кузбасс-пригород" от 12.03.2003 г. Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области принадлежит 49% акций, ОАО "Российские железные дороги" — 51% акций. Этим действием МПС, а тогда уже почти РЖД, избавилось от убыточных активов пригородных перевозок на Кузбассе, повесив бремя субсидий на региональный бюджет. С этого момента судьба пригородных поездов была, можно сказать, предопределена. Свою деятельность, как перевозчик, компания начала 1 сентября 2003 года. Забегая вперёд, сразу поведаю – изучая годовые отчёты перевозчика, я сделал вывод о том, что последний год с положительными финансовыми результатами компания завершила лишь в 2005 году - чистая прибыль составила всего лишь 79 тысяч рублей.


В предпоследнюю неделю 2009 года, приблизительно в промежутке от 21 до 25 декабря, прошли пресс-конференции руководства пригородных пассажирских компаний (ОАО “Экспресс-Пригород” - Новосибирск, ОАО “Омск-Пригород” - Омск, ОАО “Алтай-Пригород” - Барнаул, ОАО “Кузбасс-Пригород” - Кемерово и Новокузнецк), осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на полигоне Западно-Сибирской железной дороги, с руководством трёх субъектов, где осуществляются перевозки. Результаты конференций оказались неутешительными лишь для Кемеровской области. В заключенном администрацией Кемеровской области и местного перевозчика ОАО «Кузбасс-пригород» договоре предусмотрено сохранение существующих объемов движения (на конец 2009 года), за исключением двух электропоездов сообщением Кемерово–Мариинск–Кемерово и Белово–Тогучин–Белово. Причина – низкая населённость поездов, что приносило большие убытки перевозчику. Как же так вышло, что север Кузбасса, за исключением Транссиба, остался практически без пригородных поездов? Как вышло, что регион с одним из крупнейших в мире месторождений угля не потянул бремя субсидий пригородной компании? Историю отмен электропоездов, некоторые факты и старые расписания, и многое другое, я в подробностях поведаю ниже.

Первые отмены (или замены) произошли примерно в 2003-2005 годах – тогда было отменено беспересадочное сообщение электропоездов Болотное  -Тайга - Мариинск, и заменено на два раздельных маршрута, как в нынешнем виде (хотя возможно они были разделены ещё в начале 2000-х годов). Была сокращена плотность курсирования электропоездов на участке Артышта-Углерод-Новокузнецк – количество оных сократилось до 2-ух пар, и одного рейса Новокузнецк-Терентьевская, а участок Углерод-Артышта остался без пассажирского сообщения. В 2005 году были отменены внутригородские электропоезда сообщением Новокузнецк - Гидрошахта: курсирование им было установлено до платформы Космическая в промышленном районе города.
(Позже, в 2008 году отменены были и электропоезда до Космической с последующим демонтажом ветки. Так как эта ветка внутригородская, то в данном повествовании она рассматриваться не будет.)
В таком, практически неизменном, виде, объёмы движения по Кузбассу просуществовали до 2007 года.
Любопытное “совпадение” – отмены и нововведения стали происходить практически одновременно с появлением нового железнодорожного перевозчика ОАО ”Кузбасс-Пригород”.

Новокузнецк - Углерод.
Следующий куда более тревожный сигнал в сфере пригородных перевозок произошёл в далёком ноябре 2007 года. Под “раздачу” попал Новокузнецкий железнодорожный узел – один из самых загруженных по пассажиропотоку на Западно-Сибирской железной дороге. С начала ноября 2007 года полностью прекратилось пассажирское движение на одном из участков линии, идущей через север Новокузнецкой агломерации: Артышта – Ерунаково – Полосухино – Карлык – Томусинская. Это и грузовой обход Новокузнецка, и доступный подъезд грузовых составов к разрезам и предприятиям, в том числе и огромному Новокузнецкому Металлургическому заводу. Отмена произошла на участке Артышта-2 – Терентьевская - Ерунаково (на схеме Новокузнецкого узла эта линия есть, см. ниже).
nvkz-prigorod.jpg

Пассажирское сообщение по этому участку выполняли электропоезда следовавшие маршрутом Новокузнецк - Ерунаково - Углерод и Новокузнецк - Ерунаково - Терентьевская. Основная причина прекращения перевозок – низкая населённость электропоезда.
В 1998 году электропоезд, отправлением в 7.11 со станции Новокузнецк, следовал до станции Артышта-2.

Привожу расписание по станции Бардино на март 2003 года, время местное:
Отправление:
-Артышта-2, 8.50 (из: Новокузнецк)
-Ерунаково, 7.00 (из: Новокузнецк)
-Новокузнецк 7.13 (из Углерод), 8.48 (из Ерунаково), 13.41 (из Артышта-2, кр.вт,чт), 17.45 (из Углерод), 21.43 (из Углерод)
-Углерод 13.42 (из: Новокузнецк), 17.58 (из: Новокузнецк), 23.24 (из: Новокузнецк)
Прибытие:
-Артышта-2, 13.40 (до: Новокузнецк)
-Ерунаково, 8.47 (до: Новокузнецк)
-Новокузнецк 6.59 (до Ерунаково), 8.43 (до Артышта-2), 13.35 (до Углерод), 17.57 (до Углерод), 23.23 (до Углерод)
-Углерод 7.12 (до: Новокузнецк), 17.39 (до: Новокузнецк), 21.42 (до: Новокузнецк)

Как видите, на участке от Новокузнецка до Углерода курсировало 4 пары электропоездов, проходя по далеко не самой густонаселённой местности. Затем, примерно к середине 2000-х, примерно в 2003-2005 годах (согласно отчётам, именно в эти годы начались первые сокращения поездов) рейс сократили до Углерода - то есть около 13-14 лет назад, в "сытые", как говорят, 2000-е. И, по состоянию на начало 2007 года, расписание стало следующим:
1. Новокузнецк – Терентьевская, 7.12-9.52
Терентьевская – Новокузнецк, 10.10-12.23;
2. Углерод – Новокузнецк, 5.43-8.45;
Новокузнецк – Углерод, 16.41-19.31,
Углерод – Новокузнецк, 19.51-22.26.
Дневной электропоезд Новокузнецк - Углерод значился “по особому назначению”.
Первым участком без пассажирского сообщения в Кемеровской области стал Углерод – Артышта-2.

Отмены были не только в направлении станции Углерод и Полосухино, но и на Малиновку и Таштагол:
"С ноября 2007 г. по причине низкой населенности на участке Новокузнецк – Ерунаково – Артышта-2 курсирование пригородных электропоездов было установлено до станции Ерунаково. Анализ населенности пригородных поездов на участке Новокузнецк – Артышта-2 показал, что основной пассажиропоток формируется на участке Новокузнецк – Ерунаково и только в летний период», – сообщил о решении железнодорожников генеральный директор ОАО «Кузбасс-пригород» Олег НОВИКОВ. По его словам, до указанных станций можно добраться на автобусах: до Терентьевской курсируют три автобуса от Прокопьевска с интервалом в 1,5 часа, а в 3-4 км от станции Углерод находится деревня Котино, откуда тоже легко добраться на автобусе до Прокопьевска или Киселевска."
http://www.kuzbass.aif.ru/dontknows/1258496

"Электрички отправляются на запасные пути.
Со второго ноября на зимний период времени отменяются несколько рейсов пригородных электропоездов.

Новокузнечане не смогут воспользоваться электричками, следующими из Новокузнецка до Ахпуна (отправление в 7-31), Междуреченска (10-18 и 22-19), Мундыбаша (10-31), Томусинской (8-44), Ерунаково (5-55), Углерода (16-45). С 4 ноября отменяется и рейс на Малиновку в 14-33.
Кроме того, изменяется маршрут движения двух электропоездов. Новокузнецк - Терентьевское (7-11) теперь будет курсировать до станции Полосухино. Электричка Новокузнецк - Томусинская, ранее отправлявшаяся в 14-00, теперь будет следовать также до станции Полосухино с отправлением в 15-47."
http://kuzpress.ru/other/02-11-2007/7377.html


Часть маршрутов отменялись на зиму, и впоследствии вернулись в график. Но ежедневный рейс электропоезда на Углерод, в количестве двух пар поездов, оказался отменён навсегда. Разумеется это не могло не вызвать возмущения у постоянных пассажиров, жителей труднодоступных автодороге посёлков:
http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=12001

Следуя советам товарища Новикова, то добраться с пересадками на автобусах можно, но это куда более неудобно, долго и затратно, особенно пожилым людям.
Легко советовать, когда не пользуешься транспортом, которым сам и руководишь.
В настоящее время дважды в день на Углерод, по ниткам отменённых электропоездов, курсирует двухвагонная рабочая мотриса. Пассажиров “на борт” официально не пускают.
Весьма недовольны оказались пассажиры и Таштагольского направления, одного из самых, на тот момент, загруженных на Новокузнецком узле:
http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=12000

Весьма удивляет существование электропоезда до Таштагола даже после всех возможных отмен на Кузбассе. Время отправление практически не изменилось – всё тот же 6-ой час утра по местному времени (в разные года то в 5.11, то в 5.18). Скорее всего, дело в том, что железная дорога на участке Тенеш-Таштагол затрагивает населённые пункты, которые находятся в труднодоступных для автодороги местах. И данный электропоезд обеспечивает связь этих посёлков с Новокузнецком и Таштаголом.
Например, можно пустить электричку на 7.31 не до станции Калтан, как это сделано сейчас, а до станции Осман и далее, ведь следующая электричка идет в 8.38 до Кузедеева – электропоезд в 7.31 впоследствии вернули, и, по состоянию на начало 2017 года, он отправляется в 7.27 сообщением Новокузнецк-Ахпун.
А ситуация с рейсом на Углерод весьма интересна. Интересна она тем, что большинство электропоездов на пригородных линиях крупных городов страны, в 2007 году, имели составность 8 вагонов. Электропоезд на Углерод, могу предположить, был, как минимум, 6-ти вагонным. То есть, вместо того, чтобы отменять, вполне можно было сократить расходы на аренду/содержание моторвагонных электросекций – то есть пускать на Углерод не 6-8-ми вагонный состав, а 4-ёх вагонный, и постараться минимизировать свои убытки. Однако администрация Кузбасса пошла по пути наименьшего поиска возможного компромисса, и просто отменила рейс, перестав его субсидировать. Вторым участком без пассажирского сообщения в Кемеровской области стал Ерунаково - Углерод.
Станция Терентьевская (фотография взята из фотогалерея Паровоз ИС):
terentyevskaya.jpg


Ленинск-Кузнецкий.

Следующим, так сказать, "пионерным" по отменам направлением стал участок Топки – Ленинск-Кузнецкий – Белово.
Город Ленинск-Кузнецкий первым остался в области без пригородных поездов. Парность по станции была невысокая даже 20 лет назад. Привожу расписание электропоездов по станции Ленинск-Кузнецкий-1 на июль 1998 года:
Белово – Ленинск-Кузнецкий – Раскатиха:
7.35 – 8.20 – 9.02
14.27 – 15.10 – 16.02

Раскатиха – Ленинск-Кузнецкий – Белово:
9.20 – 10.07 – 10.52
16.27 – 17.13 – 17.56

Ленинск-Кузнецкий – Топки – Кемерово:
4.30 – 7.48
11.40 – ??/?? – 15.08
15.18 – 17.33/17.53 – 19.10
Расписание в обратную сторону из Кемерово найти не удалось.

Расписание по станции Ленинск-Кузнецкий-1 на август 2006 года, время местное:
Отправление:
-Белово 12.01, 19.15
-Кемерово 18.55
-Плотниково 8.58
Прибытие:
-Белово 8.56, 18.45
-Кемерово 18.40
-Плотниково 12.00

5 пар на участке Ленинск-Кузнецкий-1 – Раскатиха, и 3 пары до Топок; в следующие годы сохранялись 3-4 пары в направлении Топок. Несмотря на такую мизерную плотность был стабильный пассажиропоток – электропоездами пользовались железнодорожники, жители небольших посёлков, рабочие угольных предприятий, студенты Кемеровских вузов, льготники. В настоящее время уже мало кто вспомнит, что в Кемерово или Белово из Ленинска можно было уехать на электропоезде, и что вообще они курсировали через сам город. Вполне вероятно, что отмены пошли после окончания летнего сезона – осенью 2007 года. По состоянию на январь 2007 года на участке Кемерово – Топки – Белово курсировало лишь две пары ежедневных электропоездов. Расписание января 2007 года было следующим, время местное:
№6165/(???)/6392, Кемерово – Топки – Плотниково – Ленинск-Кузнецкий-1 – Белово, 8.25-9.57-10.41-11.40(??)/12.01-12.58
№6391/6168, Белово – Ленинск-Кузнецкий-1 – Плотниково – Топки – Кемерово, 7.55-8.58-10.10(??)/10.48-11.37/11.52-13.05

№6167/6166(??)/6394, Кемерово – Топки – Ленинск-Кузнецкий-1 – Белово, 15.33-16.39(??)/16.54-18.40/19.15-20.30
№6393/???/???, Белово – Ленинск-Кузнецкий-1 – Топки – Кемерово, 17.41-18.46(??)/18.55-20.36/20.54-22.05

Нумерация менялась по станциям Плотниково, Топки и Ленинск-Кузнецкий. Смена локомотивных бригад происходила в Плотниково (возможно) и Ленинске-Кузнецком.
Возможно, весной того же года эти две пары перевели в разряд сезонных, так как уже в графике 2008-2009 года они указаны только на весну-лето-осень. Вообще на Кузбассе очень любят втихую перед вводом нового графика отменять пригородные поезда, без какого либо гласного уведомления пассажиров и самих сотрудников перевозчика, как собственно вышло и с электропоездами Белово-Топки-Белово, да и со многими другими. Фотография из книги “Сводное служебное расписание движения пригородных поездов, график 2008-2009 годов”:
Белово-Топки-Белово_отмены.png

Как видите внизу, подпись говорит о том, что электропоезда не назначаются на основе распоряжения свыше – то есть за два дня до вступления графика в силу. В графике 2009-2010 года эти поезда не значились. А значит, вывод следующий – движение пригородных поездов на участке Топки – Ленинск-Кузнецкий-1 – Белово прекратилось осенью 2007 года, одновременно с отменой движения с Новокузнецка на Углерод. Пригородное сообщение на участке Топки – Плотниково с того момента теперь осталось только в дачный период.

Официальная схема зон Беловского участка от "Кузбасс-Пригород":
belovo-prigorod.jpg

Ленинск-Кузнецкому не повезло. Основной причиной стало, конечно же, хорошо налаженное автобусное сообщение, а также разветвлённая сеть автодорог – автовокзал в Ленинске один из крупнейших по объёму перевозок в области. Остальные причины лишь укрепляли желание пассажиров пересесть с ж/д транспорта:
- долгое время в пути, так как электропоезд останавливается на всех о.п. и станциях, собирая с небольших посёлков людей; плюс много кривых – чего нет у автодорог, если трасса проложена не в горах;
- автодорога пролегает практически напрямую к областному центру, а железная дорога проходит сильно в стороне, так что без заезда в Топки приехать в Кемерово рельсовым способом не получится;
- особенности самой станции Топки - движение электропоезда на Кемерово было невозможно без смены направления и, как следствие, продолжительной стоянки минимум 10 минут;
- особенности самой ж/д линии – линия однопутная, и бывало на некоторых станциях пригородные стояли для пропуска более приоритетных в Кемерово грузовых составов, а также для разъезда со встречными электропоездами;
- главная, я считаю, причина (к слову, не только на Кузбассе) – пригородные поезда дискредитированы как удобный и комфортный вид транспорта: электропоезда стали олицетворением транспорта для малообеспеченных (“нищебродов”), бомжей и пьяного "быдла", у людей сразу стали возникать неприятные ассоциации от одной мысли нахождения в вагонах таких “загаженных” поездов.

И потихоньку, то остановка с торможением, то разгон и смена направления – так несколько часов на дорогу в одну сторону и набегает. Кто в таких условиях поедет 3 с лишним часа, когда быстрее и комфортней и намного чаще можно на автобусе? Разве что транспортный железнодорожный фанат. Но пригородное сообщение разрабатывалось не для таких единиц, а для массовых перевозок. Подобных минусов, безусловно, масса. Но есть и плюсы – это вместимость подвижного состава, например. Сколько автобус может взять на борт? Не более 4-5 десятков пассажиров. 6-ти вагонный же электропоезд сможет вывести минимум 500-600 пассажиров. Движение без пробок и строго расписанию – неоспоримый конечно, но мало весомый плюс. Лично мне неясно отсутствие каких либо комфортных экспрессов внутри области – ввести две пары экспрессов Ленинск-Кузнецкий – Кемерово с максимальным временем в пути 2,5 часа, то это несколько разгрузило бы очереди на автовокзалах и дало бы пассажирам альтернативу. Ко всему этому добавить наличие туалетов и возможного, с учётом современных технологий, доступа к сети Интернет через беспроводное соединение Wi-Fi, скидки льготникам и студентам, возможность провоза велотранспорта и так далее.
Опять же, как мы видим, работы по привлечению пассажиров к ж/д транспорту, никакой не было. Не было попыток введения подобных экспрессных маршрутов, не было никакой продуманной стратегии развития. Только отмены. Но тут дело отчасти в изъяне самой системы пригородных перевозок, которые зависят от местной “казны” – ж/д транспорт требует привлечения немалых финансов, автотранспорт же содержать дешевле и выгоднее. Как захочет местный “князь государь”, столько и будет электричек кататься.

Кемерово.
Кемеровская область - это яркий пример квинтэссенции и "плодотворной работы" железнодорожного перевозчика и местных чиновников, как не надо поступать с социально-значимым транспортом. С этим городом в плане железнодорожного транспорта ситуация одна из самых ужасающих в стране. Из двух направлений пригородных поездов, на Топки и Анжеро-Судженск, действует только одно. По состоянию на начало 2017 года курсирует две пары электропоездов сообщением Кемерово – Юрга-1 – Тайга, по вторникам и пятницам. В летнее время периодичность курсирования пригородных увеличивается, и добавляются рейсы на Шишино и Плотниково. Также из Кемерово только по чётным числам отправляется единственный поезд дальнего следования – фирменный “Кузбасс” до Москвы. То есть, не считая электропоездов на Юргу по вторникам и пятницам, то по нечётным числам пассажирского движения здесь нет вообще, никакого. На Анжерскую также нет пассажирского движения – только редкие “поезда-призраки” несколько раз в год, которые, как оказалось, являются “вывозными”, чартерными так сказать, на различные мероприятия. Также по линии курсирует резервный электропоезд из Тайги – он подаётся под посадку на станцию Кемерово под рейсы на Тайгу через Юргу. "Чартерные" поезда (500-й нумерации) в расписании по станции Кемерово-Пассажирская - два дня подряд они отправлялись в сторону Анжерской:
призраки_2.png

Ещё в 2007 году пассажирское движение было здесь куда оживлённее – полноценно работали для пассажиров оба железнодорожных направления, имелся скоростной электропоезд экспресс до Новосибирска, “внутренний” поезд Кемерово – Таштагол. Имелся стабильный, пусть и куда меньший, в сравнении с Новокузнецком, пассажиропоток. Имело место быть даже назначение дополнительного рейса электропоезда, в марте 2006 года! Сама новость:
http://keminfo.ru/news/2122
С 1 марта введен дополнительный рейс эл/поезда сообщением «ст. Кемерово – ст. Латыши». Время отправления из Кемерово в 8-55 часов (от 21 микрорайона в 9-23 часов), прибытие на ст. Латыши в 9-46 часов. Отправление от ст. Латыши в 10-02 часов, (от 21 микрорайона в 10-24 часов), прибытие на ж.д. вокзал в 10-45 часов. Администрация г. Кемерово. 02.03.2006

Вскоре рейс отменили:
http://kemoblast.ru/news/2006/03/15/old-33924.html
15 марта 2006 г.
С 18 марта этого года дополнительные электропоезда по маршруту «Кемерово-Правотомск-Латыши» будут отменены.
Как пояснила ситуацию начальник департамента транспорта и связи Г.А.Чернова (Галина Александровна), дополнительные электропоезда на этом маршруте были введены компанией «Кузбасс-пригород» с 1 марта этого года по просьбам жителей Кемерова. Однако, анализ, проведенный специалистами компании, показал, что эти маршруты не пользуются спросом у кемеровчан. Максимально в них проезжает 20 пассажиров, при вместимости электропоезда 660 человек. В связи с чем курсирование этих электропоездов и будет отменено.


"Вместимость электропоезда на 660 человек" - нетрудно догадаться, что он был 6-ти вагонный. Но зачем было пускать такой “червяк” на короткий маршрут? Да и время не совсем удачное. Это была одна из очень немногих попыток какого либо развития железнодорожного транспорта в Кемерово, и не совсем рациональная. Не рациональная хотя бы потому, что "раскатать" маршрут нужно больше времени, не две недели, не два месяца - полгода, год, годы. Пассажиры должны знать о назначении поезда, им нужно подстроиться и привыкнуть к его графику - может и заполняемость увеличилась, если бы подождали хотя бы 3 месяца.

Как я уже сказал, ещё в 2007 году пассажирское сообщение было куда оживлённей. Плотность движения пригородных поездов в направлении Барзаса могла доходить до 7-8-ми пар - невероятная цифра для не самого выгодного расположения населённых пунктов относительно железной дороги. Из этих 8-ми пар - 4 пары являлись фактически внутригородскими сообщением Кемерово-Латыши. И пассажиры были. Причина простая - осенью 2006 года в Кемерове открыли Кузнецкий мост через реку Томь, который с трудом строили в течение 15 лет. Эти электропоезда доставляли людей в отдалённые районы города и прекрасно справлялись с этим. После открытия моста пассажиропоток какое-то время ещё сохранялся. Однако люди пересели на трамвай и личный автомобиль. В итоге "латышские" электропоезда отменили в конце 2007 года, оставив лишь одну утреннюю пару. Вот что было 10 лет назад - посмотреть. Сейчас глядя на то, как медленно умирает пассажирское сообщение в Кемерово, это кажется невозможным.

Начиная с 2008 года стало резко снижаться количество электропоездов, пунктом отправления которых была станция Кемерово-Пассажирская. Приблизительно в конце 2007, начале 2008 года оказались отменены электропоезда сообщением Барзас – Кемерово и Кемерово – Барзас, причём при движении в сторону Кемерово их было два, а из города только один, да и тот считай ночью (как оказалось этот электропоезд в реальности ехал из Тайги-Юрги со стоянкой в Кемерово - точно таким же графиком в конце 80-х годов курсировал поезд 600-ой нумерации Барзас-Кемерово-Юрга-Тайга и обратно). Также, ещё за два дня до введения графика 2008-2009 годов в действие, подлым образом указом свыше конечно же, было установлено курсирование электропоезда сообщением №6174/6175 Кемерово – Тайга – Кемерово до станции Анжерская. Пассажиров, разумеется, должным образом не уведомили. Страница из “Служебки” на 2008-2009 год:
Кем-Тг_отмены1.png
Кем-Тг_отмены2.png


Таким образом, до Тайги из Кемерово по железной дороге можно было теперь уехать только один раз - вечером. После отмен рейсов до Латышей и Барзаса, "Тайгинский" стал последним в сутки, и единственным вечером, "дальнобойным" рейсом пригородного поезда в направлении Анжерской.
Как я уже рассказал несколько ранее, помимо сокращения парности на Барзас, уничтожено пригородное сообщение на участке Топки – Белово (по факту это были электропоезда из Кемерово), за исключением летнего времени, когда назначаются электропоезда сообщением Кемерово – Плотниково – Кемерово по ниткам отменённых.

В 2009 году грянули новые отмены:
1. Сократилась парность на участке Белово-Тогучин - из двух пар (а когда то давно и трёх) осталась лишь одна.
2. Весной 2009 года полностью отменено курсирование электропоездов сообщением Мариинск-Боготол-Мариинск. Несмотря на то, что участок относится уже к Красноярской железной дороге, большая часть маршрута находится в Кемеровской области (Мариинск - Итатская), администрация которой и выступила инициатором прекращения перевозок. Участок Мариинск - Боготол стал первым в стране "разрывом" в движении и согласованности пригородных поездов между собой. Таким образом пассажирам, следующих с пересадками до своих небольших населённых пунктов стало невозможно добраться "рельсовым" способом, а ж/д путешественники (которые путешествуют исключительно на пригородных поездах на дальние расстояния с пересадками, так называемая "езда на собаках") лишились возможности проехать этот участок пригородным поездом при движении в Красноярск и далее или в обратном направлении. В настоящее время на участке курсируют рабочие мотрисы, в количестве двух пар, по ниткам отменённых пригородных.
3. Вместе с вышеизложенным, дневной электропоезд Мариинск - Тайга - Мариинск был отменён, но позже ему было установлено курсирование только по пятницам и выходным дням. То есть в будние дни на данном участке в ходу осталось только две пары, которые курсируют и по сей день практически без сильного изменения по времени.
4. Отменён, в конце 2008-начале 2009, а возможно и перед новым графиком в 2009, единственный оставшийся в Кемерово "ближний" утренний рейс электропоезда сообщением Латыши-Кемерово.
5. Примерно в мае 2009 года, перед началом дачного сезона отменён электропоезд сообщением Кемерово - Анжерская, который курсировал по понедельникам, вторникам, средам и четвергам; при этом Кемерово - Мариинск, который следует по пятницам и выходным, оставили. Таким образом в будние дни, кроме пятницы, на участке Кемерово - Анжерская оставался в ходу только один поезд рейсом до Тайги.
6. Электропоезда из Кемерово, следующие до Плотниково и Шишино, стали в ходу по чётным и нечётным дням:
Кем-Плт_отмены.png

7. И, с этого стоило бы начать сей список, летом 2009 года отменён ускоренный электропоезд повышенной комфортности сообщением Кемерово - Новосибирск - Кемерово. Экспресс был очень популярен и востребован среди жителей, студентов и т.д. Это был самый загруженный электропоезд из всех, что следовали от станции Кемерово.

Расписание движения экспресса Кемерово - Новосибирск - Кемерово:
1. График 2008-2009 года
экспрессКемерово_1.png
2. График 2009-2010 года
экспрессКемерово_2.png

А причины отмены назвали, конечно же, убыточность:
http://www.kuzbass.aif.ru/archive/1785153

А знаете как было на самом деле? Дело было так - вот был неплохой и стабильный пассажиропоток, сначала стоимость проезда на этом экспрессе очень сильно подняли, отсеив приличную часть пассажиров. А потом, когда "опомлились" и снизили до оптимальной, ушедших на автобусы пассажиров уже было не вернуть. Идеальный метод, чтобы потом кричать о многомиллионных убытках и просто отменить популярный маршрут.

Новые отмены последовали после окончания дачного сезона:
1. В октябре 2009 года, после окончания дачного сезона, совершенно втихую и никого должным образом не уведомив, отменили единственный вечерний электропоезд на Тайгу, оставив таким образом на линии только утренний электропоезд до Мариинска по пятницам и выходным дням.
2. Электропоездам, две пары, сообщением Кемерово - Юрга - Тайга, установлена периодичность курсирования только по чётным числам.

Интересен ещё такой факт. В “служебке” на 2008-09 и 2009-10 годы разный набор остановок от Кемерово до “Анжерки”: “о.п. 51 км” стал называться “о.п. 21 микрорайон”, “о.п. 56 км” стал значиться как “о.п. 51 км”, “64 км” стал “58 км”, “о.п. 86 км” стал “о.п. 80 км”, “о.п. 89 км” стал “о.п. 82 км”.
2008-2009:
Кем-Тг_отмены1.png

2009-2010:
Кем-Тг_2009.png

А на пассажирских схемах и расписаниях такие:
1. Официальная схема станций и остановочных пунктов от "Кузбасс-Пригород"
kemerovo-prigorod2008.jpg

2. Расписание и схема зон станции Анжерская, дано на 6 декабря 2009 года
Анжерская_декабрь2009.jpg

3. Расписание и схема по станции Тайга, дано на октябрь 2009 года
Тайга_10.2009.jpg

Кому же верить? Возникает путаница, очевидно, она была и у пассажиров. Думаю, что стоит верить служебной книге расписаний. Но за какой год? Подобные неясности в названии остановок внесли свою лепту в отторжении пассажиров от этого транспорта.

Забавен и факт весьма своевременной, особенно на фоне повальных отмен пригородных поездов, "заботы" о пассажирах, многим из которых эти деяния (да и мне тоже) остались неясны. В конце июля 2009 года открыт после реконструкции, а точнее новый вокзал на станции Промышленная; в 2009 году сдан реконструированный вокзал станции Анжерская (Анжеро-Судженск в 2009 году стал центром празднования так называемого “Дня области”, поэтому на выделенные средства город приводился в порядок, не обойдя стороной и вокзал); весной 2013 года открыт пригородный вокзал в Новокузнецке (как раз после очередной "пачки" отмен - об этом чуть ниже); осенью 2016 года после долгой реконструкции (а точнее постройки нового, старый очевидно чем-то мешал или не понравился) открылся новый вокзал в Белово.
“Деградация” пассажирского Кемерово на этом не остановилась. С определённого времени электропоезда длинного 5-ти часового маршрута Кемерово – Юрга-1 – Тайга, которым от начала и до конца  никто не пользовался (разве что закоренелый транспортный фанат, или факт отсутствия билетов на автобусы может заставить пассажира проехаться так), вместо чётных дней, стали ходить только два-три раза в неделю: по состоянию на начало 2017 года, по вторникам и пятницам. По причине низкой заполняемости, в начале 2013 года отменён и единственный внутриобластной поезд, сообщением Кемерово - Таштагол - Кемерово.

Продолжение в следующей части.
Tags: #Анжерская, #Кемерово, #Кузбасс, #Кузбасс_Пригород, #Ленинск_Кузнецкий, #РЖД, #Тайга, #железная_дорога, #отмены, #поезда, #пригородные_перевозки, #пригородные_поезда, #электропоезда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment