стальных магистралей ценитель... (cryptic_storm) wrote,
стальных магистралей ценитель...
cryptic_storm

Линия Кемерово - Анжерская. История отмен пригородных поездов в Кемеровской области. Часть 2-ая.

Продолжение первой части.

[Spoiler (click to open)]В самом конце есть ссылка на исторические расписания и служебные книги расписаний по Кузбассу. К просмотру, скачиванию и распространению желательно, и даже обязательно :))

Итак. Опишу вкратце сей изощрённый механизм уничтожения пригородного сообщения на Кузбассе.
Вот допустим ходят электропоезда из года в год на протяжении многих (нужное число)-цать лет и даже десятилетий по всей железнодорожной сети области, имеется стабильный и немалый пассажиропоток. Однако с переходом железной дороги на капиталистические рыночные рельсы ("превращение" МПС в РЖД), с возросшей автомобилизацией, он несколько изменился - люди стали ездить на работу в крупные райцентры и города. Но, например, поток дачников, студентов, туристов, железнодорожников, рабочих едущих на/со смены с/до маленьких станций - он почти не изменился. Всем известно что проход одного электропоезда по какому либо маршруту, даже 4-ёх вагонного, не покрывается выручкой за проданные на данный рейс билеты (особенно если плотность населения не как в Москве). Перевозчик, в данном случае это пригородная пассажирская компания Кузбасс-Пригород, изначально работает в убыток, и для выхода в ноль, для нормального существования этого вида транспорта, перевозчику требуются немалые денежные средства со стороны субъекта. Но с каждым годом стоимость аренды за пользование подвижным составом и инфраструктурой возрастает, перевозчик требует субсидий больше, чем обычно. И в один момент губернатор говорит - "пусть едут автобусами", потому что сумма дотаций увеличивается, а поддерживать заведомо убыточной транспорт региональному бюджету становится всё трудней. Если взять и сразу отменить популярный у населения поезд - будут сильные волнения, приёмную губернатора и перевозчика завалят гневными обращениями или камнями, либо узнают "наверху".

Конечно можно заступиться за губернаторов, так как сама система пригородных компаний с самого начала заточена на безубыточную деятельность, что, ясное дело, несправедливо и неправильно по отношению к социально-значимому и порой безальтернативному виду транспорта делать бизнес. Возможно диалог с перевозчиком можно было бы наладить, договориться о имеющихся маршрутах и так далее. По некоторым слухам, губернатор А.Г.Тулеев не в ладах с руководством Западно-Сибирской железной дорогой, оно и понятно - в 1997 году Кемеровскую ж/д присоединили к Западно-Сибирской, чего А.Г.Тулеев и руководства угольных шахт/разрезов очень не хотели. Не хотели отдавать "свою" дорогу, ведь Кемеровскую ж/д образовали исключительно по экономическим соображениям - с целью организованного управления вывозом угля, отгрузкой, формированием грузовых составов и так далее, чтобы управление велось не из главного офиса ЗСЖД в Новосибирске, а из центра угледобычи, то есть из Кемерово.
(Кстати по этой же причине Красноярскую ж/д вывели из состава Восточно-Сибирской ж/д в своё время.)
Личностные факторы, и отчасти даже экономические, и стали предпосылками к кризису пригородных перевозок в Кузбассе. А ведь глава субъекта не указ монополисту, разная власть, разные правовые плоскости. И А.Г.Тулеев никак не может повлиять на аппетиты монополии.


Собственно резкая отмена вызовет бурю, поэтому аккуратно и приступают ко второму варианту:
1. Сокращают составность. Уменьшают количество вагонов - это приводит к тому, что на некоторых маршрутах, даже не особо популярных в какие-то периоды или на некоторых перегонах возникают давки, кто-то передумает и пересядет на автобус (если есть альтернатива). Хотя в случае с Кузбассом составность электропоездов до последнего вздоха была достаточна высока - 6 вагонов минимум всегда и везде.
2. Извращают график движения. Одна из важнейших причин. Например, ходит поезд от Новокузнецка до Прокопьевска или Новокузнецка-Северного и обратно, грубо говоря, каждые 2 часа, а стал каждые 3-4. Если часовой, двухчасовой интервал позволял пассажирам подстраиваться, то длительные интервалы — это неудобно, да и придет поезд из 4-ёх вагонов вместо 6-8-ми, опять давка будет, "поеду я лучше на автобусе". Сюда же можно отнести и перенос графика на более неудобное время. Например, люди будут приезжать на работу с опозданием, не успеют на пересадку на популярный в данной местности пассажирский поезд, автобус, стыковочный электропоезд, на свой согласованный рейс.
3. Постоянное повышение цен на проезд до отметки, равной дублирующему автобусному маршруту (которые и появляются по причине деградации пригородного железнодорожного сообщения и возросшей цены на билет). Зачем платить за давку, раздолбаный вагон и неудобный график, если за такую же сумму можно прокатиться от работы до подъезда. Конечно цены за билеты в пригородном сообщении на Кузбассе даже сейчас остаются несколько меньше автобусных. Но общая тенденция думаю ясна.
Пока реализуются пункты "плана"  и происходит выяснение отношений, в негодность и износ приходит подвижной состав и инфраструктура. Состояние платформ на той же линии Кемерово - Анжерская оставляет желать лучшего (чуть ниже есть примеры того, как не должны выглядить пассажирские платформы). Неужели так сложно было их отремонтировать и облагородить, поставить навесы с лавочками и вывесить расписание, обустроить подходы к платформам и станциям вместо грязных замусоренных тропинок через кусты или щебень? Наверное тяжело, да и не до этого было. А ведь вокзалы и платформы это лицо железной дороги перед пассажирами. Неудивительно, что пассажиропоток в Кемерово был не шибко высокий. А ведь будь на остановочном пункте ровная дорога к нему расписание, кто нибудь да и поехал бы ещё.

При таком подходе и отношении пассажиропоток уменьшается во много раз, и далее начинается "агония": долги растут и пригородная компания начинает дальнейшую “оптимизацию” в виде сокращения маршрутной сети и дней курсирования поездов. Причем сокращать нужно "правильно" — например сделать электропоезд по чётным дням, как Кемерово - Юрга-1 - Тайга, о чём я упоминал ранее. Так ведь ездят многие пассажирские поезда дальнего следования. "Суперское" решение — с одной стороны для отчетов и статистики маршрут сохранен, с другой — пассажиропоток, уже мизерный, добивается махом. Ведь привязан он ко дням недели, праздникам, но никак не к чётным/нечётным числам.
Вот и пример. Расписание движения пригородных поездов по станции Кемерово, на декабрь 2009 года:
кемерово_2009.jpg

А где же в этом расписании рейс Кемерово - Мариинск? А его нет. Его просто "забыли" указать, чтобы пассажир о нём забыл и никогда не вспоминал, чтобы потом кричать об убыточности и слабой наполняемостью, чтобы потом отменить, чтобы потом в ответ на обращения людей о восстановлении маршрута писать "отписки" с умными словами о экономических соображениях отмены.

Вскоре можно наблюдать электропоезд-"воздуховоз". Дальше опять два варианта — если местность, по которой он проезжает не имеет технической возможности для организации автобусного сообщения, то периодичность следования уменьшается до двух-трёх дней в неделю дважды в день, чтобы бабушки и путейцы из глухих разъездов и деревень гнобить администрацию не стали: так стал ходить электропоезд Кемерово - Юрга-1 - Тайга. Причем дни выбирают по принципу — "чем хуже, тем лучше": допустим, для маршрута, где многие вынуждены ездить домой на выходные (студенты, городской люд в деревню к родственникам и т.д.), сделать поезд по понедельникам и четвергам, или захватить только один выходной день вместо двух. Можно так несколько раз в год менять дни курсирования "по просьбам пассажиров". Или говоря грубым языком "наотвяжись". При этом тут возникает еще очень важный момент - никого об этом не предупреждать. Никаких объявлений в поезде, невнятная бумажка на стенде в вокзале или на крупной станции, отсутствие любой информации на остановочных пунктах. Более того, не инструктировать персонал. Запутать всех и отбить желание даже близко подходить к электропоезду. Вот она программа по уничтожению в действии. Вариант второй — электропоезд тихо отменяется в связи с отсутствием пассажиропотока, а заодно участок/линия освобождается для грузовых составов (только вот поезда по железной дороге едут не беспорядочно, и даже для грузовых составов из разрезов составляются графики движения, так что официальная отмазка в виде "электропоезд мешает движению грузовых составов" выглядит очень нелепо). Опять же без внятного информирования пассажиров, чтобы "шума меньше было", как и стало с электропоездом Кемерово - Мариинск - Кемерово, да и со многими другими.
Вот так поступают те, кто занимается целенаправленным уничтожением "невыгодного" транспорта, кто готовит почву заранее. При этом по всем отчётам, падение пассажиропотока выглядит очень убедительно. Причины только не видны. Просто нагло и втихую, под предлогом развитого автобусного сообщения, всё и происходило. А ведь был шанс найти компромисс, был...
Расписание по станции Кемерово на сентябрь 2010 года:
Кемерово_сентябрь2010.jpg

Расписание по станции Топки на 2011 год:
станцияТайга_расписание2011.jpg

Расписание по остановочному пункту 20 км, участок Кемерово - Топки, на май 2011 года:
оп20км_май2011.jpg

Расписание по станции Топки, лето 2012 года:
станцияТопки_расписание_начало2012 года.jpg

Поезда маршрутом Кемерово - Анжерская - Тайга/Мариинск были не самым загруженным направлением конечно, но и пассажиров было немало - жители небольших посёлков, студенты и прочие льготники, жители Анжеро-Судженска, рабочие предприятий, грибники и туристы. После отмены были многочисленные жалобы от жителей Анжеро-Судженска и города Яя, и пассажиров в приёмную губернатора, а также президенту:
http://www.kuzbass.aif.ru/archive/1785886
http://www.kuzbass.aif.ru/archive/1786179

За год ситуация не изменилась. Письмо написали президенту, а он это спустил на нижестоящие инстанции, в том числе и губернатору:
http://www.kuzbass.aif.ru/archive/1787147

Как вы уже догадались, все попытки были тщетны. Как минимум странно писать обращение тому, от кого и исходила инициатива отмен. Однако люди надеялись, что их услышат и поймут. Местные СМИ об этих “злых деяниях” на севере Кузбасса писали немало. Попытки возрождения маршрута предпринимались около года-полтора, а может и больше. Разумеется, губернатор ничего не ответил, и про пассажирское движение по линии Кемерово - Барзас - Анжерская все быстро забыли. Пассажирские "платформы", а точнее их жалкое подобие (они видны на некоторых фото ниже), на многих остановочных пунктах разобрали, таблички с названием остановки и расписание, там, где оно вообще если и было, сняли. Исчезли и жители посёлка Донской, маленьким, и когда-то единственным, населённым пунктом между Барзасом и “Анжеркой”, при движении по железной дороге. Пригородные поезда для жителей были единственным средством связи с внешним миром, посредством соседствующего остановочного пункта Донской. На карте до сих этот посёлок обозначен, но представляет из себе пустырь:
опДонской_1.png
опДонской_2.png
опДонской_3.png
опДонской_4.png

Куда исчезли жители, спросите вы? Ответ простой – съехали. Посёлок расселили в 2011 году. И причиной этому стало, конечно же, отсутствие какого либо транспорта. А самым удобным и близким был железнодорожный, который с 1 января 2010 года ушёл в небытие. Данный факт говорит о том, что зачастую уничтожение пассажирского движения, ставит под угрозу само существование населённых пунктов. За это администрации Кемеровской области стоит сказать большое “Спасибо!”. Люди лишились своей маленькой родины, спокойной жизни вдали от крупного города. Фактически их согнали со своей родной земли, создав им условия почти полной изоляции. Почему подобные акты варварства и наплевательского отношения имеют место быть в 21 веке? Уж тем более, как я уже неоднократно повторял, в регионе с крупнейшими в стране и одним из крупнейших в мире запасами угля. Ответ на этот вопрос вертится где-то во властных кабинетах...

Кстати незадолго до расселения, в посёлке произошёл пожар:
http://www.kuzbass.aif.ru/archive/1786929
В поселке Донской Яйского района среди дня на глазах местных жителей случился пожар. В результате две женщины сгорели заживо в огне вместе с домом.

Но не будем о грустном. Выкладываю некоторые фотоматериалы разных авторов, сделанные на линии Кемерово – Анжерская.
Историческое фото - электропоезд ЭР2Т-7149 отъезжает от остановочного пункта 51 км (в черте города Кемерово), автор Сергачёв Андрей. Дата - 1.07.2009. Обратите внимание на "суперудобную" и "красивую" платформу - сразу чувствуется отношение к пассажирам. Желание ехать по "железке" небось сразу пропадает. Пожалуй, это едва ли не единственная фотография электропоезда в движении на данной линии, которую удалось обнаружить на просторах Интернета:
20090729_210583.jpg

Ещё одно историческое фото - электропоезд ЭР2-661 на станции Правотомск. Одна из немногих станций на линии, где есть более менее вменяемый перрон. Автор - Иван Ч., фото сделано 12.06.2008:
20080616_142772.jpg

Вокзал станции Правотомск. Автор - Иван Ч., фото сделано 12.06.2008:
20080616_142771.jpg

Серия фотографий с линии от автора Mikka - ссылка на страницу.

Ну а теперь виртуально пройдёмся по некоторым остановочным пунктам и станциям. Пока не довелось побывать в этих местах и воочию их увидеть, поэтому в качестве “гида” использовал панорамные снимки с сервиса Google-maps.
Станция Правотомск (Правотомка) - станция на правом берегу реки Томь, находится в крупном районе Кемерово – Кировский район:
ст.Правотомск.png

О.п. 56 (55) км - остановочный пункт около одного из крупных районов Кемерово с частной застройкой – посёлок Боровой. Сам перрон представляет собой прямоугольную щебёночную насыпь, подпёртую со всех сторон бетонными плитами (впрочем, как и все “платформы” на линии), длиной на один вагон. На перроне отсутствуют какие либо знаки предупреждения об опасности и табличка с расписанием. Сомневаюсь, что название и расписание тут было и раньше, ещё во времена пассажирского движения:
оп56(55)км.png

О.п. 64 (58) км - остановочный пункт около посёлка Шахта Лапичевская. Здесь железная дорога вплотную прилегает к федеральной трассе Р-255. На дорогу виден знак, который обозначает, что впереди будет автобусная остановка. Тропинка от дороги предположительно ведёт к месту бывшей "платформы":
оп64км.png

Станция Латыши - крупная станция, которая постоянно забита угольными составами. Когда то была конечной для нескольких пар электропоездов. Рядом со станцией находится небольшой посёлок, который давал некоторый пассажиропоток:
стЛатыши.png

Станция Забойщик - от станций Латыши и Забойщик отходят ветки на Кедровский угольный разрез, один из крупнейших в области. Станция также давала неплохой пассажиропоток:
стЗабойщик.png

О.п. 86 (89) км - остановочный пункт в черте города Берёзовский, располагающийся максимально близко к многоэтажному спальному району. Почему железная дорога проходит не в черте города, а по его малонаселённой окраине? Потому что данная ж/д линия строилась, изначально, как исключительно грузовая. Это уже много позже появилось пассажирское движение. Вторая причина – это застройка спальных кварталов Берёзовского вдали от, громыхающего под колёсами грузовых поездов, ж/д полотна. "Платформа" здесь длинная, на полтора-два вагона:
оп86км.png

О.п. 94 км (на заднем плане справа вдали виден посёлок Барзас) - на этом остановочном пункте выходили почти все пассажиры, ехавшие в посёлок Барзас. Здесь люди пересаживались на автобус №102, который ехал по маршруту Берёзовский-Барзас. Автобусная остановка находится слева от платформы (в кадр она не попала):
оп94км.png

Переезд перед о.п. Старые Челы, на улице Матросова. Как видно по фото, автодорога когда-то переезжала не один путь, а как минимум два (скорее всего и три).
Вид в направлении Анжерской (первое фото) и Кемерово (второе фото):
матросова1.png
матросова2.png
На Анжерскую и Кемерово:
матросова11.png
матросова22.png

О.п. Старые челы (48 км) - бывшее здание остановочного пункта Старые Челы (48 км). Платформа демонтирована. Раньше, когда-то давно, имелось путевое развитие, минимум на два-три пути. Возможно этот остановочный пункт является или являлся северным парком станции Челы, либо южным парком станции Анжерская-Западная. Сейчас здание сдаётся в аренду различным организациям, и более не выполняет (возможно) железнодорожные и пассажирские функции. Над дверью можно различить квадратное место, где раньше висела табличка с название остановки.
опСтарыеЧелы(48км).png
опСтарыеЧелы(48км)2.png
опСтарыеЧелы(48км)1.png

Таков краткий экскурс. Более подробный фотоотчёт будет после посещения мной этой линии и тотального фотографирования всех "платформ" (точнее того, что от них осталось) и станций.

Новокузнецк.
Новокузнецкий железнодорожный узел жив и по сей день. Правда вот объёмы движения пригородных поездов сократились в 3, на некоторых направлениях и в 4 раза. Как я уже рассказывал выше, прекратилось движение электропоездов на участке Углерод – Терентьевская – Ерунаково. В 2009-2010 годах сильно пострадало Таштагольское направление: отменены два электропоезда сообщением Новокузнецк – Калтан – Новокузнецк, утренний и вечерний сообщением Новокузнецк – Малиновка – Новокузнецк, утренний Новокузнецк – Мундыбаш – Новокузнецк, электропоезд Новокузнецк – Тенеш – Новокузнецк сокращён до станции Мундыбаш. Сокращено количество поездов следующих через Новокузнецк-Северный – в летнее время их количество теперь не превышало 6-ти пар. На Беловском направлении отменён дневной электропоезд Новокузнецк – Прокопьевск – Новокузнецк. На Междуреченск исчез один из дневных электропоездов, а также вечерний, в разные годы отправлявшийся то в 21.48, то в 22.16.
Расписание по станции Прокопьевск, сентябрь 2010 года:
Прокопьевск_2010.jpg

Шесть пар электропоездов, против восьми когда то существовавших.
Расписание по станции Новокузнецк, год неизвестен, но скорее всего 2011. Практически без изменений оно продержалось до весны 2013 года:
Новокузнецк_п-п_отпр_до2013.jpg

Хороший “подарок” пассажирам администрация Кемеровской области сделала перед самым началом дачного сезона, в апреле 2013 года, прикрывшись, разумеется, местным перевозчиком ОАО “Кузбасс-Пригород”, субсидии которому она за перевозки и выплачивает. Отмены были следующие:
http://vashgorod.ru/news/14204

А вот и отсканированный лист указания об отменах, найден на просторах Интернета:
S-26-aprelya-e-lektrichek-pochti-ne-budet-e1366171676290.jpg

В начале 2015 года кризис пригородных перевозок достиг своего апогея, что в ситуацию “вмешался” сам президент. Это случай всем известен, поэтому не стану его снова пересказывать. Запланированные отмены на Новокузнецком узле в направлении Междуреченска и Таштагола были отложены.
С того времени объёмы движения в Новокузнецке практически не изменились. А даже немного ухудшились - количество электропоездов на Беловском направлении, к слову самом густонаселённом, сократилось до трёх пар! Одна пара до станции Артышта-2; остальные до Белово 3 дня в неделю, в несамые удобные дни, и до Артышты по остальным дням. В отличие от Кемерово, где с каждым годом с пассажирским движением становится всё хуже и хуже, в Новокузнецке пока хотя бы не отменяют движение полностью по целым линиям. Удивительно, но по итогам работы в 2016 «Кузбасс-Пригород» занял третье место в рейтинге пригородных компаний по России! Мне неясно почему так вышло, несмотря на все их "потуги" с улучшением сервиса для пассажиров.

Подводим итоги.

Кемерово.
Целенаправленное уничтожение пассажирского движения происходило достаточно быстрыми темпами. С 2007-ого по 2009 года количество курсировавших электропоездов сократилось практически в два, а кое-где и в три, раза, с последующим полным исчезновением на одном из направлений в 2010 году. Отмена пригородных поездов на Кемеровском, так сказать, “узле”, возможно, была пролоббирована местными угольными магнатами, которым движение всяких там “електричек” мешало извлечению прибыли с добычи угля и его вывоза по данной ж/д линии; лоббирование интересов автобусных перевозчиков. Так как линия однопутная и с наименьшим количеством разъездов, за исключением станций, то выбор был сделан не в пользу пассажирского сообщения. Решить эту проблему можно было: восстановить разъезды на некоторых остановочных пунктах (например, о.п. Шахтёр и о.п. Старые Челы); проложить второй путь везде, где это возможно, особенно на, практически, незаселённом участке Барзас-Анжерская. Но это, к сожалению, из области “суперутопии”, особенно в современных российских реалиях. Строительство второго пути, с увеличением пропускной способности и возможным “возрождением” пассажирского сообщения (строительство и благоустройство пассажирской инфраструктуры и т.д.) потребует огромных инвестиций со стороны регионального и федерального бюджета, а также средств РЖД.
Перспективы. Считаю, что в Кемерово весьма неплохие перспективы для развития ускоренных маршрутов (экспрессов) на дальние расстояния, что позволит разгрузить переполненные автовокзалы, повысит транспортную доступность и альтернативу пассажирам. Весьма успешными могли бы стать электропоезда сообщением Кемерово – Белово, с минимальным набором остановок, дающих крупные пассажиропотоки: Топки, Плотниково, Ленинск-Кузнецкий-1, о.п. Центр (платформа в черте города, этот о.п. максимально близкий к центру города и жилым районам), Байкаим, Проектная, Белово; Кемерово – Юрга-1 с остановками Ишаново, Дедюево, Топки, Шишино, Арлюк, Юрга-2, Юрга-1; Кемерово – Мариинск с остановками Правотомск, Латыши, Забойщик, 86 км, 94 км, Барзас, разъезд Кайгур, Старые Челы, Анжерская, Яя, Ижморская, Берикульская, Мариинск. А также внутрирегиональные и межрегиональные экспрессы: Кемерово – Новосибирск, Кемерово – Томск и Кемерово – Новокузнецк.
В плане, так сказать, “не ускоренного”, сообщения, то слоило бы развивать транзитное направление Барзас – Кемерово – Топки: участок перед Топками двухпутный, соответственно и больше возможностей, чем на однопутном, а сама ж/д станция находится практически в центре города. При наличии 6-8 пар в день на участке Кемерово – Топки, уже можно как то рассуждать о какой либо конкуренции с автобусными перевозчиками. Восстановления и развития требует пассажирская инфраструктура на участке Кемерово – Барзас: постройка перронов, удобных подходов к ним, навесов и таблицами расписаний.

Новокузнецк.
Перспективы улучшения пригородного сообщения в Новокузнецке большие. Особенно участок Новокузнецк – Белово – Ленинск-Кузнецкий, наиболее населённое направление проходит через самые населённые города и станции - Прокопьевск, Киселёвск, Старобачаты, Белово, Ленинск-Кузнецкий. Было бы весьма разумно запустить экспрессный рейс Кемерово – Белово – Ленинск-Кузнецкий-1, с остановками – 343 км, Прокопьевск, Черкасов Камень, 325 км, Киселёвск, Красный Камень, Трудоармейская, Артышта-1, Бочаты, Белово, Проектная, Ленинск-Кузнецкий-2, Байкаим, о.п.Центр.
Стоило бы развивать и Междуреченское направление - стоимость проезда в электропоезде, на удивление, до сих пор ниже, чем по автобусу этого же маршрута. Ну и увеличить парность в два раза - до восьми электропоездов. Уверен, что пассажиров станет больше.
Увеличить количество городских электропоездов на участках Новокузнецк - Ерунаково и Новокузнецк - Карлык, а стоимость проезда по городу приравнять к стоимосте на автобусе.
Требует и пересмотра графика Таштагольское направление - электропоезд на Таштагол отправлять не в 5.10 утра, а в 6 утра, хотя бы. А также запустить вечерний экспресс до Таштагола, дабы разгрузить очереди на автовокзалы и автобусы до этого города.


P.S. Все имеющиеся исторические расписания по Кузбассу и слубежные книги расписаний, а также очень интересный годовой отчёт Кузбасс-Пригорода за 2007 год, есть на моём Яндекс-Диске. Скачивайте и распространяйте на здоровье!

Tags: #Анжерская, #Кемерово, #Кузбасс, #Кузбасс_Пригород, #Ленинск-Кузнецкий, #РЖД, #Тайга, #железная_дорога, #отмены, #поезда, #пригородные_перевозки, #пригородные_поезда, #электропоезда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments