стальных магистралей ценитель... (cryptic_storm) wrote,
стальных магистралей ценитель...
cryptic_storm

Транссиб Дальневосточный. Хабаровск - Владивосток.

...Дальний Восток России. Это обобщённое название восточной, и самой дальней по отношению к столице, части нашей необъятной страны, в составе которой находится 9 субъектов (Республика Саха, Магаданская область, Камчатский край, Чукотский АО, Сахалинская область, Амурская область, Еврейская АО, Хабаровский и Приморский края). Для кого то это несусветная глушь и даль, где живут медведи да тигры. А для кого то - для многих миллионов жителей - это родной дом, со своими уникальными природными, культурными, архитектурными и прочими особенностями. Всех красот, увы, показать здесь не смогу. Поэтому я как фанат ограничусь железной дорогой, которая и является темой данного повествования.

Продолжение путешествия...
Прибытие поездом из Благовещенска в Хабаровск. Что видят пассажиры поездов по прибытии в Хабаровск или какой либо другой город? Правильно, вокзал. Вокзал - это железнодорожное лицо города, это комплекс железнодорожной пассажирской инфраструктуры, которое и создаёт первое впечатление о городе. Что ж, впечатление он хорошее произвёл на меня. Чистые перроны, большой и красивый вокзал:





Те, кто не знает, подумают что вокзал старинной, ещё дореволюционной постройки. На самом деле это не так. Вокзал в том виде, в котором он предстаёт на фотографиях, существует всего лишь с 2006 года! До этого вокзал являл из собой двухэтажную серую и унылую советскую "коробку". Масштабную реконструкцию его начали в 1999 году, а в эксплуатацию ввели совсем недавно - в 2009-ом.
Через некоторое время на посадку подали электропоезд ЭД9МК-0119. Этот состав когда то курсировал по Приморскому краю, имел нормальный другой окрас и своё фирменное название "Уссурочка". Впервые он вышел на рейс Владивосток - Уссурийск - Владивосток в 2005 году, спустя некоторое время он долгое время курсировал в качестве экспресса по Приморью от Владивостока до Лесозаводска (станция Ружино). И вот недавно его отправили в Хабаровск. На момент снимка электропоезд подавался под посадку на рейс №6806 Хабаровск-1 - Кругликово. Данный рейс назначается на летнее время по выходным дням, так сказать "дачный":



Хабаровск я вам не покажу, он не главная тема повествования - его фотографии можно увидеть в Интернете, а лучше своими глазами :))
А вот этот электропоезд сфотографирован мной на следующий день перед посадкой в поезд до Владивостока: электропоезд ЭД9М-0128, недавно вернулся маршрутом Хор - Хабаровск-1. Ему "дали" 6 вагонов на летний период. Данный состав когда то также бороздил просторы Приморья: появлялся на маршрутах до Партизанска, Уссурийска, Кипарисово и других станций.


Пришла пора отправляться в один из самых удалённых от столицы страны регионов - Приморский край. Поезд Советская Гавань - Владивосток и целая ночь в сидячем вагоне. Сидячий вагон был на удивление чистым и комфортным. Сидя не всегда удобно спать, но кому как. Кто путешествует по России уже давно привыкли ко всему хорошему и "хорошему" :))
Приехали. Привет Владивосток!
Наравне с Хабаровском, это крупнейший город во всём Дальневосточном Федеральном округе, "Приморская столица" как его ещё называют. Крупный мегаполис с огромными мостами и пробками на дорогах :)) Крупный мегаполис с огромной значимостью для железнодорожной истории страны. Естественно и исторически так сложилось, что Владивосток стал символом Транссибирской магистрали - здесь находится её официальный конец, 9288 километр от Москвы. В честь этого, разумеется, установлен памятный знак:


Паровоз-памятник Еа−3306 и монумент «Ратному подвигу железнодорожников Приморья в годы Великой Отечественной войны»:


Вокзал станции Владивосток. В моём личном рейтинге вокзалов России он находится в десятке самых красивых:


Всё изображённое на фотографиях видят все, кто приезжает во Владивосток железнодорожным транспортом. Само здание вокзала невозможно не заметить. Первый камень основания заложил сам цесаревич Николай в 1891 году, находясь проездом во Владивостоке по пути из Японии в Санкт-Петербург. Закончили строительство в 1893 году одновременно с открытием пассажирского сообщения на участке Владивосток - Уссурийск, активно строящейся тогда Уссурийской железной дороги. На всём протяжении 700 километрового участка Уссурийской, а ныне Дальневосточной железной дороги, от Хабаровска до Владивостока и однопутных ответвлений, многие станции получили названия по именам строителей, инженеров, начальников участков строительства, многие из которых являлись выпускниками Петербургского института инженеров путей сообщения: станция Кругликово (инженер Кругликов), станция Корфовская (по имени генерал-губернатора Корфа), станция Вяземская (в честь начальника строительства Уссурийской железной дороги Ореста Вяземского), станция Свиягино (в честь инженера-путейца Свиягина, одного из основателей Харбина и КВЖД), станция Гродеково в посёлке Пограничный (генерал-губернатор Гродеков), станция Кипарисово (инженер-путеец Кипарисов, а не потому что там кипарисы растут :)) ) и так далее. В общем не стану много расписывать о истории дороги, все эти и другие интересные сведения в больших объёмах есть в сети Интернет.
Я, тем временем, продолжаю свою фото охоту. Электропоезд ЭД9М-0267 прибывает на конечную станцию Владивосток экспрессным рейсом из аэропорта Кневичи:


Постепенно двигаемся по перрону в сторону Центральной площади. Поскольку я большой любитель пригородных поездов, в частности мотор-вагонного подвижного состава (электропоезда, дизель-поезда) и всё с ним связанное (в том числе и старые расписания), я конечно сфотографировал расписание движения пригородных поездов станции Владивосток (по состоянию на август 2016 года):


В былые времена конечно объёмы движения были в два и даже в три раза больше.
[Spoiler (click to open)]Вот ссылка на мой Яндекс-Диск для заинтересовавшихся старыми расписаниями.
Как вы видите, в этом отношении "раньше было лучше"...

Едва успев сфотографировать расписание, к соседней платформе прибыл электропоезд, да не простой, а знаменитый рижский "кругломордый", серии ЭР9! А точнее ЭР9ПК-234 - один из старейших действующих электропоездов в стране, ветеран стальный магистралей! Для многих пассажиров он стал символом пригородных перевозок в крае. К сожалению в феврале 2017 года стало известно, что электропоезд уезжает "на покой", то есть на списание с последующей порезкой. Увы, увы, время берёт своё...
К сожалению я не успел нормально подготовить фотоаппарат, и снимок вышел засвеченным бликами от Солнца, но это лучше, чем ничего. Электропоезд ЭР9ПК-234, сообщением №6346 Уссурийск - Мыс Чуркин, прибыл резервом со своего конечного пункта следования на станцию Владивосток:


По состоянию на август 2016 года, этому маршруту было всего лишь полтора месяца. Это абсолютно новый маршрут, и по своему уникальный - ведь даже в более лучшие для пригородного сообщения времена, в том числе и в СССР, рейсов отправлением раньше 09.20 (09.13, 09.25 - время варьировалось в разные годы) из Уссурийска просто не существовало!
Электропоезд немного постоял и уехал в тупики для отстоя.
Инфраструктура - пассажирские платформы выглядят довольно таки чистыми и ухоженными, есть навес на половину длины и лавочки:


Все остановочные пункты и станции Владивостокской агломерации оборудованы высокими посадочными перронами: это участок Владивосток - Моргородок - Угольная, однопутная ветка Мыс Чуркин - Моргородок, ближняя пригородная зона Угольная - Надеждинская - Кипарисово. В настоящее время высокие перроны имеются также на остановочном пункте Артём и станции аэропорт Кневичи. Все высокие платформы вмещают полноценный 10-ти вагонный электропоезд. Единственный низкий перрон в черте Владивостока на 5-6 вагонов имеет остановочный пункт Военное шоссе, который находится на соединительной линии между станцией Первая Речка и о.п.Луговая, близи о.п.Третья рабочая (ветка Моргородок - Мыс Чуркин). Пассажирская инфраструктура получила высокие перроны при Советском союзе, ввиду высокой плотности движения пригородных поездов - до 70 пар по выходным дням (70-е, 80-е годы 20 века) на участке Моргородок - Угольная. Основной объём движения приходился как раз на участок от Владивостока до Кипарисово. На всех остальных, не указанных мной участках, станциях и остановочных пунктах Приморья были и остаются низкие платформы, а кое где и вовсе "три плиты на полвагона" так сказать.

Вид на платформы станции Владивосток с пешеходного моста:


Город Владивосток расположился на сопках, множество домов и улиц находятся под уклоном, порой даже сильном. Нелегко неподготовленному пешеходу будет в этом городе:


Центральная площадь Владивостока:


Возвращаемся к железной дороге. Один из переходов через пути на улице Пограничная. Удачно попал во время проследования 6-ти вагонного электропоезда ЭД9Т-0022 из Уссурийска:


Пассажиров в нём кстати было немало, насколько я успел разглядеть.

Немного достопримечательностей.
Любой гость Владивостока должен побывать на смотровой площадке, откуда открывается отличный вид на Золотой мост, плотный поток автомобилей, залив и в целом на город:



А вот железнодорожный и морской вокзалы свысока, зоркий глаз сможет разглядеть и "отдыхающие" в тупиках электропоезда. Кстати здесь видно, что Транссиб тянется к самому океану, к портам ("пассажирский" же Транссиб кончается на вокзале):


Транссиб, Транссиб. Я не зря его каждый раз упоминаю. Владивосток получил развитие именно благодаря железной дороге. Без неё "рельсовый" Владивосток немыслим. Уже упомянутый выше переход через пути на улице Пограничная был на несколько дней моим любимым местом для фотоохоты на приморские электропоезда. Электропоезд ЭР9МК-570, сообщением №6307 Владивосток - Надеждинская (посёлок Вольно-Надеждинское):


В советское время составность была 10 вагонов круглогодично и ежедневно. Ещё десять лет назад весь пригородный МВПС (мотор-вагонный подвижной состав) имел минимальную составность в 8 вагонов. Сейчас 6-8 вагонов ставят в тёплый летний период лишь некоторым, "дачным" маршрутам. С марта 2014 года все электропоезда, кроме экспресса до Лесозаводска (6 вагонов, по праздникам могут 8 назначить), на зимний период стали курсировать в 4-ёх вагонной составности. Я могу очень долго расписывать об этом, о причинах такого недоразумения, но скажу только вкратце некоторые причины:
- высокая автомобилизация населения (это скорее косвенный фактор);
- массовые отмены пригородных поездов в 2009 году по стране - тогда Приморье потеряло маршруты, существовавшие несколько десятилетий ещё с советского времени;
- как одно из следствий, резкое падение пассажиропотока в 2011-2013 годах, более чем на треть (согласно отчётным документам с официального сайта компании перевозчика ОАО "Экспресс-Приморья");
- постоянное повышение стоимости проезда, из-за нежелания приморской администрации субсидировать и развивать этот, независящий от пробок и погоды, вид транспорта.
Последняя причина, пожалуй, самая главная. Администрация не хочет тратить большие суммы на поддержание заведомо убыточного транспорта, субсидировать льготы студентам (которых кстати тоже нет с марта 2014 года) и так далее. Поэтому весь тяжёлый труд по развитию и привлечению пассажиров лежит на местной пригородной пассажирской компании ОАО "Экспресс-Приморья", которой со скрипом удаётся выбивать денежные средства на безубыточную деятельность и даже новые маршруты. Перевозчик в таких условиях, при бешеной и неравной конкуренции со стороны операторов автобусных перевозок, просто выживает. Поэтому 4 вагона это лучше, чем ничего. Однако за последние два-три года ситуация стала немного лучше - возвращаются когда то отменённые и появляются новые маршруты: утренний рейс в Спасс-Дальний (с 2014), вечерний до Артёма (с конца 2015), появился дневной рейс до ст. Надеждинская (который попал в мой кадр выше) и утренний с Уссурийска (весна-лето 2016), вечерний рейс до Уссурийска (с октября 2016); составляется расписание с учётом пожеланий пассажиров. Это приносит свои плоды - по данным компании, впервые с 2011 года зафиксирован рост пассажиропотока, что не может не радовать. Однако перевозчик ограничен в средствах, и он полностью зависит от бюджетных денег - это один из главных изъянов системы пригородных ж/д перевозок в стране.
Ну ладно. Не буду о грустном. Поехали что ль вдоль океана по рельсовому Владивостоку.
Прыгаем в электропоезд Владивосток - Артём. С соседней стороны платформы стоит электропоезд ЭД9М-0240, который через час поедет городским рейсом до станции Мыс Чуркин:


Пассажиров было много - почти у каждого окна сидело по пять человек. Это в очередной раз доказывает востребованность этого вида транспорта. А можно то ведь сделать единый городской ж/д тариф (одинаковый с наземным транспортом), вернуть льготы студентам, увеличить составность до 6-8 вагонов - и от пассажиров не будет отбоя! Возможно это только мечты дилетанта и фаната, но будем надеяться на лучшее.
Отправляемся от следующей остановки - станция Первая Речка:


Здесь располагается единственное в Приморском крае мотор-вагонное депо ТЧ-7 Первая Речка, где проходят ремонт и обслуживание электропоезда.

Перегон Первая Речка - Вторая Речка, отъехали от платформы Моргородок. Зоркий глаз разглядит на этом фото пассажирский вокзал станции Вторая Речка, серое здание с крытым переходом в левой части фотографии:


Было принято решение выйти на платформе Санаторная:



Чёрное существо это собака, которая по видимому давно уже живёт на перроне. Жаль её, да и покормить было нечем...
Здесь находятся пляжи, где любят понежится жители Владивостока. С пляжа открывается вид на залив и относительно недавно построенный автомобильный мост Седанка - Де-Фриз:


Расписание электропоездов по остановочному пункту Санаторная. Экспрессы проходят без остановки:


Фотографируем встречный электропоезд - им оказался всё тот же старенький "кругломордый" ЭР9ПК-234! Электропоезд ехал рейсом №6329 Владивосток - Раздольное, составностью 4 вагона. С октября 2016 года именно этот вечерний рейс продлили до Уссурийска. Насколько успел разглядеть, пассажиров было очень много, было немало стоящих в тамбурах:



Задерживаться здесь на полчаса до следующего электропоезда не имело смысла, поэтому садимся в ближайший Владивосток. К нам приехал 8-ми вагонный ЭР9МК-576, который ехал наоборот из Раздольного. Маршрут является "дачным", так как уже много лет назначается сугубо на летний сезон, но в будний день дачников было не сильно много. Пассажиров село относительно немного:


Поехали обратно. Проезжаем платформу Чайка:



Вид из окна на подъезде к станции Вторая Речка. Разве вы увидите море из окна автомобиля или автобуса? Нет. Вот этим и уникальны последние километры Транссиба:


Подъезжаем к остановочному пункту Моргородок:




На предыдущей остановке, станция Вторая Речка, пассажиров вышло много, здесь поменьше. Увы, многое осталось за кадров, многое по тем или иным причинам не удалось сфотографировать.


Отъехали от Моргородка, перегон Вторая Речка - Первая Речка:



Станция Первая Речка, вышло много пассажиров, до конечной доехало мало людей:


Тепловоз ТЭМ7А-0501 из депо Партизанск выполняет маневровые работы на станции:


Последние несколько километров Транссиба, перегон Первая Речка - Владивосток:





Приехали:


На соседней платформе готовится к отправлению электропоезд до станции Надеждинская:


Общий вечерний вид на станцию:


Следующий день начался с утренней фотоохоты на всё той же улице Пограничная. И мне опять повезло! Второй, а в настоящее время единственный, живой "кругломордый"! ЭР9ПК-186 - этого старичка прислали в Приморье в 2011 году из Челябинской области, депо Карталы. В кадр он попал при исполнении утреннего рейса №6344 Надеждинская - Владивосток:



Практически навстречу ему поехал ЭД9Т-0022 в Кипарисово:



Его же удалось поймать днём рейсом № 6325 перед отправлением в 16.25 (по местному времени) в Кипарисово. Пассажиров село довольно таки много:


Дал сигнал и быстро скрылся в тоннеле:


Пока находился рядом, немного щёлкнул Владивостокский вокзал:



Мало кто знает, хотя может и многие, но вокзал Владивостока достраивался и расширялся в 1910-1912 годах, по образу и подобию строящегося в этот момент Ярославского вокзала в Москве. Таким образом эти два архитектурно подобных вокзала стали символизировать начало и конец Великой магистрали.

Снова к месту фотоохоты. Электропоезд ЭД9МК-0107 отправляется до станции Ружино (город Лесозаводск) - в один из самых протяжённый маршрутов пригородных электропоездов в стране. Этот электропоезд когда то был окрашен в нормальный другой цвет и курсировал по экспрессному маршруту Владивосток - Тихоокеанская (город Находка):




Рейс до Тихоокеанской выполняет другой электропоезд вечером того же дня:



Небольшая вечерняя прогулка в районе вокзала. Электропоезд ЭД9М-0234, сообщением №6437/6438 Владивосток - Артём-1-Приморский, подан под посадку. В реальности едет дальше до Смоляниново резервом под утренний рейс. Почему так? Потому что имеется нежелание у администрации субъекта платить за маршруты, субсидировать и развивать данный транспорт.


Просто вечерний вокзал с поездами и пассажирами:


Электропоезд ЭД9Т-0018, сообщением №6368/6366 Спасск-Дальний - Владивосток, прибыл на станцию Владивосток:


Снова тот самый ЭД9Т-0022, который прибыл резервом с конечной на станцию Владивосток. На конечную же прибыл рейсом №6326 Кипарисово - Мыс Чуркин:


Следующий день. Причины появления в этих районах города не нужны и не важны, опустим это :)) Но нужно было уехать побыстрее в центр города, как раз скоро должен был поехать электропоезд в сторону станции Владивосток и было принято решение воспользоваться транспортом рельсовым. Платформа Моргородок:


Крайний левый путь - это ветка до станции Мыс Чуркин, которая имеет пассажирское сообщение и по которой доставляются грузы в порты.
Общий вид в направлении вокзала:


Табличка и прибывающий электропоезд ЭД9Т-0014, ехавший от станции Надеждинская:



Увы, увы, вышел смазанным немного...
На перегоне Первая Речка - Владивосток:


Ну и немного фотографий ЭД9Т-0014 на конечной, который готовится к отправлению в следующий рейс через 15 минут:




И последняя в этом посте серия фотографий о городском электропоезде, рейсом Владивосток - Мыс Чуркин. Под рейс выдали экспрессный состав, что удивительно:


Электропоезд едет по соединительной ветке между станциями Первая Речка и платформой Луговая. Между ними делаем остановку на о.п. Военное шоссе:


Выходим на Луговой, как и многие из пассажиров:


Видно, что не всё "отПИДили", осталась старая табличка с названием остановки. На платформе имеется турникетный павильон, который оказался пустым. Турникеты давно не работали и их убрали:




Удаётся запечатлить наш городской экспресс, возвращающийся резервом со своего конечного пункта:


Собственно и всё. Увы, больше отфотографировать не удалось. Что сказать в заключение... Дальний Восток производит впечатление, оставляет приятный след на душе от посещения другого конца страны и даже континета. Ещё пожелаю удачи компании "Экспресс-Приморья" в дальнейшем развитии и процветании. Ну и напоследок - путешествуйте больше по своей стране, а не по всяким солнечным Турциям, будьте патриотами! :))

P.S. Ссылка на мой Яндекс-Диск со старыми расписаниями пригородных поездов на Приморье для всех заинтересованных. Скачивайте и распространяйте на здоровье :))
Tags: #РЖД, #Россия, #Транссиб, #Экспресс_Приморья, #железная_дорога, #поезда, #пригородные_перевозки, #пригородные_поезда, #путешествия, #электропоезда, РЖД, железная дорога, поезда, пригородные поезда, электропоезда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment