стальных магистралей ценитель... (cryptic_storm) wrote,
стальных магистралей ценитель...
cryptic_storm

Новомосковск железнодорожный, ежегодная осенняя поездка.

Новомосковская транспортная система "изолированных" городских электропоездов является уникальной для нашей страны, и она уже скоро рискует уйти в прошлое. А потому я совершил традиционный осенний вояж в Тульскую область для наблюдения за ситуацией на "Новомосковском кольце". Уникальность его неоднократно описывалась многими любителями и исследователями. Город Новомосковск я посещаю каждый год, и всё печальней и печальней становится тут с железной дорогой. Грустная, но вполне вероятная перспектива - полное прекращение пассажирских перевозок в ближайшие годы...
В этот раз мне необходимо выполнить "программу максимум", тщательно запланированную на этот день - 18 октября 2017 года.

В Новомосковск в этот раз я поехал через Тулу.
Электровоз ЧС7-058 с поездом №115А Санкт-Петербург - Адлер на станции Тула-1-Курская:

Электропоезд ЭР2К-1133 прибыл из Скуратово:

Пассажиров из него вышло много, весьма много на 4-ёх вагонный состав. Это в очередной раз доказывает востребованность и необходимость пригородных поездов в регионе, несмотря на "зверскую" стоимость проезда - 28 рублей за 10-ти километровую зону. В настоящее время в направлении Скуратово курсирует 3 пары электропоездов, хотя даже в лучшие "железнодорожные времена" интенсивность их движения никогда не превышала 5-ти пар (не считая скоростных электропоездов серии ЭД4МК на Орёл и Курск с минимум остановок) - для заинтересовавшихся здесь собираю старые расписания на Тульскую область.

Станция Тула-1-Курская утром, вид в направлении Москвы. ЧС7 уже "отцепился" от поезда:

Электропоезд ЭР2К крупным планом. Он закреплён за моторвагонным депо ТЧ-22 Новомосковск, куда я сегодня и направляюсь:

Стоянка поезда была полчаса из-за смены направления движения и локомотивной тяги. ЧС7 отъехал, а с противоположного конца состава прицепили тепловоз ТЭП70БС. До Узловой оставалось полтора часа. За окном тем временем мелькали знакомые и стандартные тульские пейзажи - поля сменяемые золотистыми лесополосами, овраги, посёлки с полустанками.
Наконец поезд прибыл на станцию Узловая-1. Вид в направлении Тулы - в прошлом году вокзал был жёлтого цвета, сейчас он оранжевый:

Приятный цвет, осенью вокзал особенно гармонирует со временем года и выглядит ярким на фоне золотых листьев. Очень хорошо, что его не испоганили серым пидовским цветом.

Вид в направлении Ряжска, историческая Сызрано-Вяземская железная дорога, и магистральный тепловоз ТЭП70БС:

Быстрым шагом я спустился с моста и бегом в маршрутку до Новомосковска. К величайшему сожалению, данный вид транспорта единственный на котором можно быстро добраться до Новомосковска из Узловой. Маршрутки это ужас, это зло, это бич и тормоз в развитии цивилизованной системы общественного автодорожного транспорта в России. Они неудобные, некомфортные, душные летом и продуваемые зимой, сильная тряска при плохой дороге. Маршрутки это самый мерзкий вид транспорта в России! Маршрутки фактически уничтожили железнодорожные перевозки в Новомосковской агломерации, и способствуют деградации пассажирского железнодорожного сообщения не только в Тульской области, но и во многих других регионах. Несмотря на второе десятилетие 21-ого века, эта мерзость продолжает оставаться одним из доминирующих видов транспорта в стране! Такая ситуация в высшей степени отвратительна - люди не должны передвигаться в таких "скотовозках"!
К моему счастью, эта "мерзость" жёлтого цвета быстро поехала. Это было как раз кстати, так как первым важным пунктом моего плана было фотографирование утреннего электропоезда.
Успел. А вот и он - "сборный" электропоезд ЭР2-3056/120209 сообщением №6339 Маклец - Новомосковск-1 прибывает к платформе Новомосковск-1:

Не очень много вышло из него пассажиров, я успел насчитать примерно 10-15 человек - слишком мало на 4 вагона. Предположу что на предыдущей Урванке могло выйти больше людей, а сюда доезжают немногие, несмотря на близость к центру города.

Электропоезд с другой стороны. Локомотивная бригада готовится с смене направления движения и отгона электропоезда резервом в депо, так как у этой платформы никогда и никакой подвижной состав не отстаивался:

Я направился дальше на перегон и к депо. Решено было пройти через город по улице Мира, а не по путям - так быстрее. По пути сфотографировал  "руины" будки дежурного по переезду около бывшей железнодорожной ветки:

Слева от автосалона и находился путь, теперь тут уже 7 лет мост:

Помимо меня по улице в том же направлении шла женщина, жительница города. Я решил порасспрашивать её на предмет железнодорожных перевозок в Новомосковске. Как оказалось у неё родственник работает машинистом, а к уничтожению ветки на Московскую относится очень отрицательно; также она застала и прекрасно помнит времена, когда электропоезда курсировали на Анилиновую. Показала точное место, где на месте моста располагался ж/д путь. Как и другие люди, с которыми мне довелось пообщаться на эту тему говорили практически тоже самое - электропоезда ходили битком, от Московской ездило очень много народа. В свою очередь я рассказал немного о себе и своём увлечении. Так как я торопился, я с ней попрощался и побежал дальше.

Быстрым шагом дальше по городу. Через грязные переулки и замусоренные дворы выхожу на 1-ый Деповский переулок. Здесь напротив тупиков депо Новомосковск находится электрическая подстанция. Территория как бы закрытая, однако ворота открыты и есть хорошо утоптанная дорога. Мне же нужно было выйти к перегону Ключёвка-Урванка, что я и сделал. Вот он:

До момента проследования электропоезда хотел успеть дойти до станции Ключёвка, но не вышло.
"Сборный" электропоезд ЭР2-3057/1087 сообщением №6343 Маклец-Урванка, на перегоне Ключёвка-Урванка:

Пассажиров там было очень мало, как мне показалось.

Особенность железных дорог Новомосковска в том, что первый километр параллельно перегону Ключёвка-Урванка на возвышении проходит другая железнодорожная ветка на Анилиновую. Про неё в предыдущие разы я рассказывал. Она без пассажирского сообщения с 2001 года. Позже ветку демонтировали, однако в 2010 году восстановили в рамках модернизации железнодорожной инфраструктуры. Тогда же и построили новую грузовую станцию Промгипсовая. К сожалению, о возобновлении пассажирского сообщения речи пока (а точнее вообще) не идёт. Вид в сторону Урванки:

Вид из той же точки на Анилиновую. Наверняка отсюда классный вид, когда сидишь внутри вагона:

Немного дальше, уже поближе к Урванке. Вдалеке слева видны столбы контактной сети:

Провода висят первые несколько сотен метров при движении от Урванки. Теоретически возобновить движение электропоездов возможно и сейчас. Тотальное обследование "пассажирской" Анилиновой и её остатков отложу до весны.

Наконец дошёл до депо Новомосковск. Собственно отсюда и выходил, но торопился на перегон ради фотографии. Теперь возвращаюсь к Урванке.
Всё что здесь стоит, то списано. Слева направо - прицепной вагон электропоезда ЭР2; два прицепных вагона электропоезда ЭР2, эксплуатировавшиеся в составе "пседво" дизель-поезда ДПМ1 (сообщением Москва-Новомосковск); электропоезд ЭР2К-1018; электропоезд ЭР2-1240:

Вдалеке стоят другие списанные вагоны электропоездов. Тот что красного цвета, скорее всего ЭМ2:

ЭР2К-1018 и ЭР2-1240 работали до последнего. ЭР2К-1018 последние годы своей эксплуатации бороздил просторы Крыма:

ЭР2-1240 был Нахабинским тружеником:

Прицепной вагон от ЭР2-1188:

Попутный взгляд на перегон:

Линия на Анилиновую, есть съезд с основной "артерии", есть контактные провода. Осталось эти провода дотянуть до Анилиновой, построить пассажирские перроны и сопутствующую инфраструктуру, но в обозримом будущем об этом можно только мечтать:

Списанный головной вагон дизель-поезда Д1-647 в депо Новомосковск. Когда-то они были в этих краях очень распространены, пока не появились рельсовые автобусы РА2:

Списанные электропоезд ЭР2-1332 и головной вагон дизель-поезда Д1-647. Я назвал эту композицию "Братья навек":

Вдалеке тепловоз ЧМЭ3 проводил маневровые работы со сцепкой из двух РА2. Самый ближний это РА2-095:

Рядом стоит РА2-030. Кстати он последний из серии РА2 с гофрированными бортами кузова:

Тепловоз ЧМЭ3-4131 за работой:

Станция Урванка, вид на Бобрик-Донской. Сегодня на станции стоят грузовые цистерны. Впереди справа высокая пассажирская платформа:

Семь лет назад здесь находилась вторая платформа, её снесли, как и ветку на Московскую. На фото видны две плиты, которые вели к основанию лестницы:

Тем временем к платформе прибыл рельсовый автобус РА2 сообщением №6042/6041 Тула-1-Курская - Урванка:

Он постоял 10-15 минут и куда-то поехал в обратном направлении, возможно в Узловую.

Как обычно осматриваю закрытый вокзал Урванки. Такой он со стороны двора:

Выглядит удручающе, с трудом вериться, что когда-то это был вокзал одной из главных пассажирообразующих станций "Новомосковского кольца". Точно такой же вокзал находится на бывшей станции Гранки, это следующая после Бобрика-Донского остановка при движении по железной дороге на Кимовск.

Вокзал со стороны платформы:

На платформе начинают собираться немногочисленные пассажиры, так как скоро приедет РА2 из Ожерелья. Все они льготники, проезд которым бесплатен:

Рельсовый автобус РА2-022 сообщением №6731 Ожерелье - Узловая-1 прибывает к платформе:

Пассажиров внутри было достаточно много. Я взял билет до платформы 23 километр в черте города Донской, чтобы хоть как-то поддержать мизерный пассажиропоток на этом ныне глухом остановочным пункте.

Серый вокзал и платформа Новомосковск из окна РА2:

Из окон РА2 фотографировать невозможно, они нормально не открываются.

Приехали на 23-ий километр. Оказалось, что кроме меня выходили ещё пассажиры. Что ж, своим билетом за 28 рублей я немного отсрочил возможный снос платформы :))

Кассовый павильон на платформе. Он уже давно закрыт:

Остановочный пункт 23 километр, перегона Сборная-Угольная - Бобрик-Донской. Как и все пассажирские платформы Новомосковска, платформа 23 километр рассчитана на 10-ти вагонный электропоезд. Электропоезда в такой составности не курсируют на "Новомосковском кольце" уже больше 10-ти лет:

Пешком через унылый и грязный городок Донской к высокой платформе электрифицированного тупика на станции Бобрик-Донской:

С противоположной стороны находится небольшой вокзал:

Платформа с другого конца:

Почти до самой платформы параллельно электрифицированному пути проложен какой-то подъездной путь:

Накат отсутствует совсем, есть сбрасывающая стрелка с автоматическим переключением:

Предположу что этот подъездной путь обслуживал склады и предприятия, которые раньше здесь находились. На фото выше слева - белое здание какой-то бывшей базы.

Чуть подальше соединение с линией для электропоездов:

Пока есть время, я решил прогуляться немного вдоль железной дороги.
Историческая Сызрано-Вяземская железная дорога, ныне Московская железная дорога, филиал ОАО "РЖД". Вид на Кимовск:

Слева на фото виден полуразобранный подъездной путь. Судя по спутниковой карте, через несколько сот метров он поворачивал влево и вёл к одному из предприятий в городе Донской. Как я уже упоминал выше, следующая остановка в направлении Кимовска это остановочный пункт, бывшая станция, Гранки. В Гранках такой же вокзал как в Урванке, но идти туда около 5-ти километров. Я не располагал стольким временем сегодня. Придётся отложить до весны.

Немного полугяв по перегону, я пошёл обратно. Перегон Бобрик-Донской - Сборная-Угольная:

Недалеко от платформы 23 километр. Табличка говорит о том, что через пути ходить нельзя, реальность показывает обратное - тропа протоптана поколениями:

Объясню почему я так торопился. В 14.45 от Бобрика-Донского на Маклец отправляется электропоезд. Днём в тупиках этих двух станций ничего не отстаивается. Поэтому к этому рейсу есть подгонка в виде электропоезда Урванка - Бобрик-Донской отправлением в 14.05 и прибытием в 14.24 - однако в расписании он значится только по выходным. Вывод - по будням поезд едет из депо резервом до Бобрика. Я предположил что едет он примерным расписанием выходного дня. Собственно я угадал. Только то, что поехало, заставило меня сильно удивиться. Вместо электропоезда проехал РА2!
Тот самый РА2-030, который я видел в депо:

Я решил немного подождать - а вдруг я ошибся, а вдруг ещё что-нибудь поедет. Но чем дольше я ждал, тем больше понимал, что ждать бессмысленно и на рейс электропоезда сегодня поставили РА2.

В этот неловкий момент раздумий у пути я не убрал фотоаппарат, чем привлёк внимание сумашедшей глупой бабки, посчитавшая меня "диверсантом и террористом". С ней была женщина и дети, по-видимому они забирали их из Гимназии №20. Эта высушенная курага начала возмущаться, что "потом поезда сходят с рельс, а мы живём здесь". С таким глупцами, сознание которых взращено Первым каналом, спорить и вообще говорить бесполезно. Вторая женщина даже начала звонить в "милицию", говорила в трубку что "стоит здесь какой-то и фотографирует". Чем это закончилось я не знаю, я быстро ушёл, ибо торопился. Искренне жалко детей, психология которых формируется в обстановке подобных узколобых личностей, которые "срут в штаны" от вида человека с фотоаппаратом. Интересно действительно ли эта карга пользуется поездами, которые ходят через город "где она живёт"? Вряд ли. Она даже не заметит новостей об отмене всех поездов через этот город, в котором "она живёт". Да и видели бы вы, в каком состоянии дворы, улицы, дома, дороги, тропинки, переулки: сплошная грязь, мусор и разруха - вот в таком говне "она живёт". Не в обиду конечно порядочным и вменяемым жителям.

Быстрым шагом по вдоль автомобильной дороги иду к переезду на Донском шоссе. Сфотографировал РА2-030, который ехал в Маклец вместо электропоезда, на перегоне Бобрик-Донской - Сборная-Угольная:

Локомотивная бригада меня уже узнала, о чём могут свидетельствовать их весёлые лица :))
Вообще фотографы часто посещают Новомосковск, а так как железная дорога проходит в черте города, то неудивительно, что все фотографируют - машнисты привыкли. Всё таки работа отчасти публичная.
В случае с РА2 - ситуация весьма тревожная. Появляются первые признаки к вероятной отмене пассажирского сообщения Новомосковска. Из-за нехватки электропоездов на линию поставили дизельный рельсовый автобус. Что будет дальше - демонтаж контактной сети или повторение с веткой на Московскую?
Предполагаю что это пробные пуски РА2 вместо дефицитных электропоездов. В декабре уже произошла замена одного рейса с электропоезда на дизельную тягу - вместо утреннего рейса Бобрик-Донской - Маклец, теперь курсирует РА2 сообщением Узловая-1 - Маклец. Начало конца Новомосковских электропоездов?

Быстрым пешком через город. Примерно через 20-25 минут я вышел к пустырю, где располагалась когда-то станция Московская и железнодорожная ветка, уничтоженные в угоду автотранспорту.
Руины вокзала на бывшей станции Московская. "Вокзал" снесли примерно в конце лета или начале осени 2016 года:

Здесь вовсю ездят служебные грузовые машины, словно по строй-площадке:

Далее я стандартно пошёл по месту расположения бывшей ж/д линии.
Основание островной платформы:

Пройдя чуть дальше, я нашёл бетонное основание опоры контактной сети:

Оставшиеся "артефакты" с "места преступления", которые за 7,5 лет так и не удосужились убрать. Они валяются вдоль теплотрассы:

Идём дальше. Вид на Московскую:

Давно упавшая опора контактной сети:

Идём в направлении Урванки. Когда-то здесь лежали рельсы:

Вид в сторону Московской недалеко от ДЖД:

Быстрым шагом на Урванку. На станции Урванка фотографирую аккуратно выровненный щебень в направлении Московской. А контактная сеть всё ещё висит:

Мне нужно было уже возвращаться. Световой день осенью с каждым днём становится короче, в 17.30 уже довольно темно становится. Ехать мне нужно было в Маклец на пересадку и далее в Ожерелье.
"Сборный" электропоезд ЭР2-3057/1087 сообщением №6356 Урванка - Маклец уже стоит под посадкой. Его я фотографировал уже утром:

Это одних из ДВУХ электропоездов, которые курсируют по электрифицированому "Новомосковскому кольцу". Эти два постоянно действующих именно в Новомосковске электропоезда я сфотографировал сегодня утром.
Электропоезд 4-ёх вагонный - 6-ти вагонные курсировали в последний раз в 2015 году.

Успел я вовремя - через 5 минут отправились. В вагонах уже сидело немного пассажиров. Ближе к отправлению в вагон, где я сидел, зашла пожилая женщина. Я решил её "помучить" на тему пригородного движения в Новомосковске. Она оказалась весьма доброй и охотно отвечала на мои вопросы: негативно относится к демонтажу ветки на Московскую, непонимает почему люди перестали пользоваться железной дорогой при поездках в Северную промзону (как она сказала "никто не работает что ли"), сетует на неудобное расписание из города в Ключёвку (где она и живёт), говорит что раньше битком ездили поезда. Она постоянный пользователь пригородных поездов и признаёт удобство этого транспорта. До Ключёвки мы были единственными пассажирами в вагоне.
Перегон Урванка - Ключёвка. Справа вдалеке видна ветка на Анилиновую:

Подъезжаем к Ключевке:

Приехали. В первых вагонах были немногочисленные пассажиры. Некоторые здесь вышли, как и добрая женщина. Дальше до Маклеца в вагоне я ехал один. Самые крайние правые пути ведут на Промгипсовую и Задонскую:

Так как перегон Ключёвка - Новомосковская-2 однопутный, то электропоезд стоит здесь 10 минут для разъезда со втречным РА2. Непонимаю этого - можно ведь было отправится на 10-15 минут позже и не тратить время на стоянку для разъезда.
До сих пор в половине рейсов на "Новомосковском кольце" отсутствует контроль оплаты проезда - его нет на участке от Урванки до Маклеца, если станция отправления Урванка; его нет в электропоездах на участке Новомосковск-1 - Бобрик-Донской. То есть пассажиры как бы есть, но официально их нет...

Пустой салон головного вагона. Удивительно чистый с мягкими сиденьями:

Табличка с расписанием:

Уже знакомый РА2-030 из Маклеца прибывает к платформе:

Пассажиров садится много, на фотографии не все видны. Для жителей Ключёвки железнодорожный транспорт фактически единственный. Отчасти за счёт них и благодаря им держатся остатки пригородного сообщения Новомосковска:

Едем дальше. Перегон Ключёвка - Новомосковская-2. Когда-то перегон был двухпутный, но в связи с падением объёма пассажирских перевозок, в 1990-х годах один путь разобрали:

Справа старый двухпутный мост. Он в плохом состоянии и с постройкой нового однопутного моста, по которому мы и едем, он перестал использоваться:

Любовское водохранилище:

Проезжаем место нахождения разобранной платформы Новомосковская-2. Приблизительно здесь она начиналась:

Здесь была её примерная середина:

А на уровне ближайших опор контактной сети располагался конец платформы. С неё вёл спуск на уровне "вокзала":

Остановка на станции Новомосковская-2 всем поездам была отменена в 2007 году в связи с низким пассажиропотоком и аварийным состоянием платформы.

Приближаемся к платформе Химкомбинат:

В Химкомбинате вышел один (!!!) человек.

Проехали платформу Заводской парк. Строительные работы на территории предприятия:

Въезжаем на станцию Маклец:

Подъезжаем к короткой высокой платформе:

Табличка с названием:

Электропоезд у высокой платформы:

В настоящее время платформа едва вмещает в себя 6-ти вагонный электропоезд, хотя 10 лет назад платформа была в полтора раза длинней. Есть навес с кассовым павильоном, которая давно закрыта:

Слева вдалеке на железной дороге виден огонёк:

Этим огоньком оказался приближающийся РА1. Возможно это какой-то рабочий поезд - его нет в расписании. Из него вышло много путейцев и дачников, 15-20 человек. Они бодро поскакали через рельсы в стоящий у высокой платформы электропоезд. Вероятно эти люди неоднократно пользуются такой пересадкой. Благодаря им стоящий электропоезд хорошо заполнился.

Станция Маклец, вид с моста в направлении Узловой:

Электропоезд готовится к отправлению на Бобрик-Донской:

Вышедшие из РА1 люди уже зашли внутрь:

Электропоезд дал сигнал к отправлению, медленно тронулся и скрылся за поворотом:

Я же остался ждать дизеля на Ожерелье.

Вот некоторые билеты, которые я покупал у разъездных кассиров:

В дизель-поезде РА2, который вёз меня в Ожерелье я нашёл такой билет. Благодаря этому билету я составил точный маршрут следования этого поезда:
РА2 сообщением №6842/6841 Урванка - Узловая-1 - Ряжск-1, 5.33-9.44;
затем он возвращается сообщением №6843 Ряжск-1 - Узловая-1, 14.00-17.14;
затем после короткой стоянки в Узловой он едет сообщением №6728 Узловая-1 - Ожерелье, 17.22 - 19.53;
в Ожерелье у него часовой оборот и далее едет обратно сообщением №6739 Ожерелье - Новомосковск-1, 20.54-23.21, потом резервом в депо на Урванке. И так каждый день катается.

Вот сохранившиеся билеты за 2015, 2016 и уходящий 2017 год:

Что сказать напоследок? Кто ещё не был в Новомосковске - обкатайте его полностью. Кто уже был - посетите ещё раз обязательно. Уникальную транспортную систему мы вскоре можем потерять. Возможно следующие два года станут последними для электропоездов, а возможно и всего пассажирского сообщения, легендарного "Новомосковского кольца".
Также в этом альбоме собрал фотографии с поездки в 2015 году, некоторые из них очень ценны с исторической точки зрения.

Tags: #РЖД, #железная_дорога, #отмены, #пригородные_поезда, #путешествия, #электропоезда, Донской, Новомосковск, РЖД, Урванка, городские электропоезда, железная дорога, отмены, поезда, пригородные поезда, путешествия, электропоезда