стальных магистралей ценитель... (cryptic_storm) wrote,
стальных магистралей ценитель...
cryptic_storm

Свирь – Мурманск: «переменнотоковый» ход Октябрьской железной дороги.

В недалёком 2015-ом году было совершено путешествие в Мурманскую область, удивительному по своему природному богатству и красоте краю. Разумеется транспортом железнодорожным. Поэтому немного поделюсь фотографиями с путешествия по крупнейшему участку Октябрьской железной дороги, электрифицированном на переменном токе: от станции Свирь до Мурманска. Часть фотографий будет с летней поездки в Петрозаводск ушедшего года.
Начнём с небольшого посёлка, но большой станции, Свирь. Находится в Ленинградской области, почти на границе с Карелией. Жителей здесь практически нет. Ближайшие города, к которым ведут дороги, это Важины и Подпорожье. Станция стыкования родов тока, переменный и постоянный, поэтому у всех поездов продолжительная стоянка для смены локомотива, работающих под разным напряжением.

Вокзал, построенный около 10-ти лет назад:


Закат на станции. Справа вдалеке можно разглядеть стоящие электровозы, по-видимому это депо или ПТОЛ (пункт технического обслуживания локомотивов):


Встреча поездов на станции Свирь. На перронах активно торгуют местные жители:




Следующая остановка станция Петрозаводск-Пассажирский. Название города дублируется на русском и карельском/финском языках:


Вид со станции на юг. Электротяга в Петрозаводск пришла лишь недавно — в 2005 году, когда была закончена электрификация участка от станции Идель в Сегежском районе, до станции Свирь:


Паровоз-памятник:


Электропоезд «Ласточка» на Санкт-Петербург:


Электропоезд до Медвежьей горы, станции в городе Медвежьегорске:


Электропоезд на Свирь:


В 2015-ом году, в день проезда, погода не была такой солнечной, а островная платформа на станции активно ремонтировалась:





С этой крайней платформы было затруднительно выбраться в город. Настилы есть только в начале и в конце поезда, до которых идти долго, а подземного перехода нет. Место, откуда я фотографировал, находится на вытоптанном людьми спуске к путям, и чтобы прогуляться за получасовую стоянку в магазин или просто к вокзалу, нужно было эти пути перебегать:


Ещё при мне один дед нехорошо споткнулся и упал с этого спуска. Да так, что сильно травмировал руку и для него пришлось вызывать скорую в Медвежьегорске. Что поделать, если легальный выход в город неудобный, а прогуляться хочется.

Станция Кедрозеро, уже после Кондопоги:



Подъезжаем к Медвежьегорску:




Красивый вокзал станции Медвежья гора:



Оригинальная табличка с названием видимо не очень «современна», поэтому её продублировали серо-красной, совершенно не вписывающейся в стиль здания:


Схема станций и остановочных пунктов Карелии и Мурманской области:


Отсутствуют железнодорожные ветки, некоторые были «пассажирскими»:
– Ручьи Карельские – Алакуртти, единственный поезд из Кандалакши отменили в далёком 1997 году;
– не обозначена линия на Суоярви от Петрозаводска, хотя ещё недавно ходил пригородный поезд;
– отсутствует ветка Оленегорск – Мончегорск, по некоторым сведениям электропоезда в Мончегорск курсировали непродолжительное время в середине 1990-х годах с продолжительным временем в пути (до 5-ти часов);
– отсутствует ветка Апатиты – Кировск (Хибиногорск), электропоезда отменены ещё в 1994 году;
Но о пригородных поездах поведаю в следующей части.

Привокзальная площадь Медвежьегорска:



Паровоз-памятник на станции:


Вокзал Медвежьегорска со стороны города, незаметно притаившийся за берёзами:


Разъезд или станция Шпаловой:


Следующая остановка станция Сегежа. Вокзал остался далеко позади в хвосте поезда, и до него дойти не было времени. Табличку похоже рисовали вручную:


Поезд в Мурманск:


Сегежская улица:


Станция Надвоицы. Вокзал похоже закрыт, не понятно. Но со стороны путей всё заросшее, хотя посёлок довольно крупный:


Пересекли мост через какую-то реку или озеро, уже не помню где именно:


От Надвоиц до Беломорска железная дорога местами подходит почти вплотную к Беломорско-Балтийскому каналу, строившийся трудом заключённых:



Станция Кемь:



Кемская привокзальная площадь:


Наш поезд у платформы:


На всех станциях Карелии местные жители торгуют разной едой, в особенностями вкусными карельскими пирожками.
Лоухи, Кандалакшу и Апатиты проезжали ночью, поэтому не сфотографировал. Жалко.

Это уже Мурманская область, подъезжаем к станции Лопарская:



Станция Лопарская. Когда-то она являлась конечной как минимум для одной пары электропоездов. Этимология восходит к устаревшему названию коренных жителей саамов – лопари или лапландцы. Фото Лапландии будет ниже, по дороге в Мурманск её сфотографировать не удалось.


Где-то после станции Магнетиты:




Приехали. Мурманск, конечная:


Я знал, что в Мурманске высокие платформы, но не понимаю зачем они там сейчас нужны:


Островную платформу видно отремонтировали.

Как пишут разные пользователи в сети Интернет, в советское время в Мурманске было довольно интенсивное движение пригородных поездов, поэтому и построили высокие перроны. Расписаний этой «интенсивности» пока найти не удалось, но об этом в следующей части.

С 2001 года 450-километровый участок Мурманск – Лоухи перевели на переменный ток, до этого был постоянный. А с 2005 года от Свири и до Мурманска стало возможным проехать исключительно на электротяге. Некоторые утверждают, что перевод линии на переменный ток и послужило причиной отмены пригородных поездов в Мурманске. Нет конечно — их курсирование не зависит от напряжения в контактной сети.

Вход в вокзал и красивая мозаика с эмблемой города:




Вокзал со стороны города:


Сам город показался довольно серым и мрачным:


Станция Мурманск без поездов. Чистота и пустота — ни мусора, ни людей, ни лавочек:



Через несколько дней поехали в поход в Хибины – крупнейший горный массив на Кольском полуострове.
Маршрут похода начинался от станции Имандра до которой разумеется ехали на поезде.

Вагон пригородного поезда Мурманск – Апатиты:



Я был сильно удивлён этому, так как с момента своего запуска в 2011, после многолетнего перерыва, в качестве подвижного состава использовался электропоезд ЭД9М. Но так как 4 вагона электропоезда заполнялись не так сильно, то и решили заменить на пассажирский вагон под электровозной тягой. Жалко конечно. Однако есть и свои плюсы – это наличие кипятка, как и во всех вагонах пассажирских поездов дальнего следования, что особенно актуально в условиях прохладного лета Заполярья.
Пассажиров кстати при отправлении было довольно таки немало, не считая нашей большой группы походников. И это при том, что поезд курсирует лишь ДВА раза в неделю, по пятницам воскресеньям.

Некоторые фотографии с перегона Мурманск – Кола. Виден мост через Кольский залив:





Иногда я выходил в открытый задний тамбур:


Железная дорога от Колы до Пулозера проходит по красивым местам вдоль реки Кола и лесистых сопок. Мост через реку, перегон Кола – Выходной на подъезде к посёлку Молочный (о.п.1434 км):



Поезд ехал не так чтобы слишком быстро, но и не медленно. Железная дорога порой сильно петляет и прямых участков очень мало. До конечной станции Апатиты поезд едет аж 4,5 часа.

Точных координат следующих фотографий не знаю, особо не запоминал:




Напоминает Транссиб в Забайкальском крае — сопки, река, железная дорога.

Станция Лапландия. Лапландия это название обширной местности, расположенную на территории четырёх стран (Россия, Финляндия, Швеция и Норвегия), которую традиционно населяли её коренные жители саамы. Возможно станция находится на условной границе земель саамов. Недалеко от станции находится небольшой посёлок, в котором живёт Санта-Клаус. Шутка конечно. Настоящий лапландский Санта-Клаус живёт в соседней Финляндии :))



Вокзал Оленегорска. До самого города идти километра 2. При этом вокзал находится с противоположной от города стороны ж/д путей. Некоторые пассажиры здесь вышли:



До Оленегорска когда-то также курсировали электропоезда.

Станция Имандра (ударение на «и»), приехали. Находится в одноименном посёлке у одноименного озера. Так как уже слегка потемнело, то фотографии выходили смазанными немного:


Наш пригородный поезд-вагон тащил двухсекционный ВЛ80С или ВЛ80Т, уже не помню какой именно:


Сам посёлок Имандра довольно глуховатый и унылый, хотя находится в красивейшей месности у предгорий Хибин:


Ну а мы пошли дальше в горы :))

Сами же Хибины заслуживают отдельной фотографии и упоминания – здесь должен побывать каждый. Чистый горный воздух, величественные скалы и ущелья, и удивительно вкусная вода из ручейков...


Tags: Апатиты, Заполярье, Карелия, Кировск, Мурманск, Петрозаводск, РЖД, Север, Хибины, горы, железная дорога, поезда, поездки, природа, путешествия, транспорт России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments