стальных магистралей ценитель... (cryptic_storm) wrote,
стальных магистралей ценитель...
cryptic_storm

Свирь – Мурманск: некоторые пассажирские расписания.

Итак, логическое завершение моего предыдущего поста. Выкладываю имеющиеся у меня архивные расписания по описанному участку и другим ответвлениям.

Историю строительства линий и веток описывать не буду, а перейду сразу к теме.

Начну с самого «вкусного», на мой взгляд, участка: железнодорожная ветка Апатиты – Кировск-Мурманский (город Кировск или Хибиногорск).
Расписание движения электропоездов Апатиты – Кировск из «Расписания движения пассажирских поездов» за 1964 год:


Из «Указателя пассажирских сообщений» за 1969 год. 7 пар электропоездов — это максимальные объёмы движения пригородных поездов, когда-либо существовавшие на этом участке:


Из «Указателя пассажирских сообщений» за 1983 год. Электропоезда уже курсируют 4 раза в день и только по рабочим дням. Также отсутствует движение пригородных поездов от станции Мурманск до станции Комсомольск-Мурманский (линия Мурманск – Ваенга):


Из «Указателя пассажирских сообщений» за 1986 год. Электропоезда также курсируют 4 раза в день по рабочим дням:


Из «Расписания движения пассажирских поездов» за 1988 год. Увеличение до 5 пар электропоездов, и по-видимому ежедневных:


Из «Расписания движения пассажирских поездов» за 1989 год. За год ничего не поменялось:

Щедрость от МПС/КПСС на фоне кризиса в стране?

Интереснейшее своё фото на просторы сообщества «Ru-railway» когда-то выложил пользователь gorlum220. Электропоезд Ср3 прибывает на станцию Апатиты-3 (официально Апатиты-Восточные, закрытые где-то в начале 2000-х годов):
СР3_Апатиты-3.jpg
СР3_Апатиты-3_2.jpg

Пользователь пишет — сделано в 80-е годы. Он же сообщает о том, что «Электрички, помню ходили ещё в 94-ом.»

Ещё одно историческое фото частенько встречается на просторах Интернета. Электропоезд на станции Кировск-Мурманский, видимо дневной отдых:
СР3_Кировск.jpg
Автор не известен, и сделано, предположительно, также в 80-е годы ушедшего века.

В 1990-х годах движение сократилось до двух-трёх пар электропоездов и полностью прекратилось в 1996 году. Удивительно, но в этом же году в пустующем здании вокзала Кировска произошёл пожар...[Совпадение?]image.jpg

Тогда же в 1996 году прекратилось движение многих пригородных поездов Мурманской области. Этому заполярному региону не повезло — после распада СССР, он стал одним из первых, где массово отменяли пригородные пассажирские поезда.

Постепенно перешли к пригородным поездам, станцией отправления которых была Мурманск.
В интернете встречается информация о том, в советское время в Мурманске было весьма интенсивное движение электропоездов. Однако я пока не нашёл этому убедительных подтверждений и тем более расписаний.
Однако одно из имеющихся у меня подтверждений я приводил выше и продублирую ещё раз. В нижней части таблицы представлено расписание пригородных поездов от Апатит до Кировска (Хибиногорска) и от станции Мурманск до станции Комсомольск-Мурманский. Станция Комсомольск-Мурманский находится на 7-ом километре линии Мурманск – Ваенга, в северной части города:

Как видите, аж 6 пар пригородных поездов, правда неясно что за подвижной состав использовался. Скорее всего в 70-е годы движение этих поездов на север прекратилось.
Дополняю: перегон Мурманск – Комсомольск-Мурманский был электрифицирован примерно в конце 1950-х годов. Из всего этого я сделаю смелое утверждение — по части линии Мурманск – Ваенга курсировали электропоезда. Позже движение пригородных поездов, скорее всего, стало не востребовано — все поезда отменили, а электрификацию сняли.
До самой станции Ваенга пассажирское сообщение, вероятно, исчезло в 50-е годы.
Список остановок линии: о.п. 2 км, блокпост 3 км, о.п. 4 км, блокпост 5 км, станция Комсомольск-Мурманский, станция Мохнаткина Пахта (16 км), о.п. Сафоново Мурманское (бывшая станция), станция Ваенга (30 км), бывшая станция Ваенга (35 км, разобрана). На бывшей станции Сафоново-Мурманское сохранилось станционное здание, а недалеко от неё находится посёлок Сафоново-1 (входит в состав ЗАТО Североморск).
Линия очень сильно петляет и извивается, соответственно долгое время в пути возможно и поспособствовало отмене поезда.


Некоторые ценные сведения приводит известный исследователь железных дорог Сергей Болашенко:
«В июне 1997 года на вокзале Мурманска было расписание пригородных поездов — 5 до Лопарской и 2 до Оленьей, у каждого пометка "отменён".»

Ещё один пользователь, житель Кандалакши, пишет так:
«Сообщение Мурманск – Оленегорск представлялось одной парой электричек. В те годы (до 1996 года) из Мурманска отправлялась утром, обратно из Оленегорска в 15.35 (1994 год).
Оленегорск – Апатиты тоже была электричка, в начале 90-х курсировала как-то в дневное время, позже была из Апатит с утра, а из Оленегорска в районе 16.00.
Ещё кстати что-то ходило и в Мончегорск.»


Другой пользователь, будучи студентом в те годы, сообщает мне следующее:
«Могу лишь направления вспомнить: дизель Мурманск – Никель; электропоезда Мурманск – Лопарская, Мурманск – Оленья (Оленегорск), Мурманск – Кандалакша, Апатиты – Кировск; в 90-е появилась и умерла Мончегорск – Мурманск (уходила рано утром и вроде 5 часов шла); Оленегорск – Мурманск (шла где-то часа 3), обратно уходила с Мурманска перед 15-ым поездом и прибывала после него. До Лопарской для грибников ходила утром и назад днём: помню Ср3 и ЭР2 ("плоскомордая" до отмены).»
Электропоезд Мурманск – Кандалакша кажется невероятным, но может это был экспресс? Ведь со всеми остановками придётся ехать не менее семи часов. Или может данный участок преодолевался одним составом, а в расписании поезда были «разбиты» по Апатитам.

Линия Мурманск – Заполярный – Никель-Мурманский. Кое-что из расписаний поездов на Заполярный и Никель есть на сканах выше. Их было два. Лишь намного позже один из поездов отменили, а другой перевели в разряд пригородных.
Расписание поездов на Заполярный и Никель за 1989 год:


Расписание поездов на Никель из Указателя за 1983 год. Было даже движение поездов, а скорее всего прицепных вагонов, до станции Печенга:


Из Указателя за 1986 год:


В 1983 и 1986 года ещё сохранялось движение поезда по ветке Луостари – Печенга. В последующие годы он исчез из расписаний, и логично предположить, что его отменили. Очевидно, что это был самый северный поезд СССР!

Архив сайта Андрея Уланова unla.webservis.ru показывают такое расписание на Никель 2013 года:


Ветка Пяйве – Килп (посёлок Килпъявр). Ветка начинается от станции Пяйве, линии Кола – Никель, и заканчивается в посёлке Килпъявр. В этом посёлке располагается военный аэродром. Железная дорога вероятно построена для военных нужд и обслуживания аэродрома. Свидетельств о существовании пассажирского сообщения по ветке я не нашёл, и скорее всего его никогда не было.

Вернёмся к самому Мурманску. Интересные сведения представляют служебные расписания и расписания так называемых «рабочих» поездов. Однако никаких «официальных» пригородных в самом Мурманске, не считая поезда в Заполярный/Никель:
– расписание пригородных и рабочих поездов по станции Апатиты на весну-лето 2002 года — смотрите здесь;
– служебное расписание пригородных и пассажирских поездов Мурманского отделения ОЖД на 2008/2009 год — смотрите здесь.

В 2011 году свершилось грандиозное событие — после очень долгого перерыва вновь возродили пригородное сообщение в виде электропоезда Мурманск – Апатиты. Первоначально он ходил ежедневно, но с 2013 года оставили лишь по пятницам и воскресеньям. Возможно тогда же подвижной состав под этот маршрут заменили на локомотив с вагоном.
Расписание этого электропоезда на лето 2012 года:


Архивы сайта Андрея Уланова unla.webservis.ru дают такую информацию на Мурманск, расписание 2013 года:


У пригородного поезда на Апатиты значатся остановки по уже давно не действующим платформам перегона Мурманск – Кола, как 1441 км и 1439 км. По опыту своей поездки 2015 года припоминаю, что на данном перегоне поезд нигде не тормозил. Хотя возможно, это просто время прохождения мимо этой платформы.
Также в 2015 году я видел какие-то платформы из окна поезда. Панорамы сервисов Google-maps и Яндекс-карты дают посмотреть с моста на кое-что. Остановочный пункт 1441 километр от Яндекса и от Google:
о.п.1441км.jpg
о.п.1441км_гугл.jpg

Платформа низкая, длина около 100 метров. От неё ведёт тропинка на дорогу к жилому району, находящемуся на возвышении. По длине как раз подходит под 4-ёх вагонный электропоезд. Интересно, насколько она была востребована? Расположение платформы конечно косвенно свидетельствует о интенсивности движения электропоездов. Ведь ради 3-4-ёх пар пригородных, скорее всего, не стали бы утруждаться с постройкой платформы в таком не самом удобном для пассажиров месте, особенно после распада СССР и уж тем более сейчас.

На сайте railwayz.info есть такой интересный снимок вокзала Мурманска:
Мурманск.jpg
В комментарии сказано: «Открытка издательства "Плакат", Москва, 1988. Тип. Коммунар, цена 10 коп. Автор фото не указан.»
Фото привлекло меня тем, что в самом низу справа видно часть пантографа, и скорее всего это пантограф электропоезда.

Ах да, добавлю под конец — обратите внимание на количество пассажирских поездов, следовавших в Мурманск. Как между ними на однопутку «впихивали» пригородные поезда (которых было всё таки не так уж и мало), я что-то не могу понять. А ведь ещё грузовое движение было.

Теперь по Мончегорску. Совсем недавно нашёл следующую интересную информацию (по материалам газеты «Гудок»):
« В советские годы станция была и пассажирской — в 1966 году началось движение пригородных электропоездов до Оленегорска. Как писали местные газеты того времени: «Сбылась мечта мончегорцев о скором и удобном сообщении с областным центром и городом Оленегорском. В начале ноября состоялся торжественный митинг, посвященный первому маршруту пассажирского электропоезда по ветке Мончегорск-Оленья. Его открыл первый секретарь Мончегорского горкома КПСС Т.Ф. Сладкович.
Пассажиры отметили, что в вагонах было тепло и светло, они очень удобны. Электропоезд за полчаса доехал до станции Оленья и отправился в обратный рейс. Время в дороге для всех пролетело быстро и незаметно.
»

31 километр железнодорожной ветки поезд проезжал за полчаса. Довольно таки быстро. Но сколько рейсов и какое расписание было у этого поезда? Пока эта тайна остаётся не раскрытой.
Пользователи выше возможно сообщали о появлении именно беспересадочного электропоезда в Мончегорск и полном прекращении движения туда. Для пассажиров же на ветке Мончегорск – Оленегорск было пять остановочных пунктов.

Кандалакша.
Тот же самый житель Кандалакши приводит такие сведения по пригородному сообщению:
«Самое развитое пригородное сообщение было вокруг Кандалакши. До 1995 года были пригородные поезда: Кандалакша – Алакуртти (туда 17.30-22.50, обратно 3.40-8.51, 3 раза в неделю); Кандалакша – Ковдор (2 пары туда: утренний поезд и ночной примерно в 0.30-4.00; обратно 8.00-12.00, 17.00-20.30); две электрички Кандалакша – Апатиты (СР3, позже ЭР2 до 2001 года), с зеркальным графиком, обе утром и вечером; Кандалакша – Лоухи, до 2010 были 2 электрички с зеркальным графиком. Ещё по выходным бывали, в начале 90-х, Кандалакша – Ручьи Карельские/Белое Море.
Вокруг Кандалакши было много поездов в связи с большим количеством дач, озёр и так далее. И плюс наличие депо. Маршрут Кандалакша – Лоухи нужен, так как вдоль железной дороги много посёлков, а автотрасса не совсем рядом. Плюс из многих посёлков школьники едут на этой электричке в школу в Княжую.»


Теперь что есть у меня.
Расписание пассажирских и пригородных поездов по станции Кандалакша за 2009 год — смотрите здесь.
Поезда сообщением Кандалакша – Лоухи, судя по Указателям пассажирских сообщений, стали появляться в 80-е годы. Правда нумерация у них была 600-ая, однако график точно такой же, каким курсировали электропоезда следующих двух десятилетий. Так что можно сказать, что фактически это были пригородные поезда.
Кандалакша – Лоухи из «Расписаний движения пассажирских поездов» за 1989 год:


За 1993 год:


Свидетельство о востребованности электропоездов Кандалакша – Лоухи привёл один из пользователей этого транспортного форума в ветке обсуждения пригородного ж/д сообщения региона:
проКандлкшЛоухи.jpg
Даже драки с контролем были, вот как.
По той же ссылке кстати есть и расписание 2010 года.

Ссылку на служебное расписание, где есть и Кандалакша, я давал выше.

Кандалакша – Алакуртти за 1988 год. Вплоть до отмены расписание у этого поезда практически не менялось. Здесь на скане правда опечатка — поезд в Алакуртти прибывал в 22.35, в не в 20.35:


Отзыв о поездке в этом поезде от одного пользователя есть на форуме Кандалакши:
проАлакуртти_1.jpg

Другой пользователь сообщает следующее:
проАлакуртти_2.jpg

Варвары из РЖД перекрашивают всё в свои поганые цвета, и это при том, что пассажирского сообщения на настоящий момент нет уже более 20 лет! Неужели это было обязательно? Гениально ведь создать все условия для отмены поездов, а потом издевательски продолжать «срать» на историю подобными методами! Унылый и уродский корпоративный образ, позорящий историю железнодорожных магистралей и величие ушедшей эпохи, оказался важнее реальных проблем.

Один из жителей Заполярья проехал в локомотиве по линии на Алакуртти — подробный его отчёт в нескольких частях есть здесь (ссылки на другие части у него в конце поста).

Расписание на Ковдор тоже практически не менялось до полной отмены. Поезд был отменён сравнительно недавно — это одна из немногих веток, которая столь длительное время продержалась с пассажирским сообщением.
Привожу расписание поезда Кандалакша – Ковдор за 1989 год:


Расписание по станции Лоухи за лето 2008 года, зафиксировал Сергей Болашенко:


Железнодорожная ветка Лоухи – Пяозеро. По ней тоже было пассажирское сообщение в виде грузопассажирского поезда Лоухи – Софпорог, но поезд отменили скорее всего в 70-е годы, так как в расписаниях и указателях 80-х годов его уже нет. До самой станции Пяозеро, предположительно, никогда ничего из пассажирского не ездило.
Расписание поезда Лоухи – Софпорог из «Указателя пассажирских сообщений» за 1969 год:


Беломорск. Зимнее расписание на 2006/2007 год — смотрите здесь.
Ещё Беломорск смотрите здесь.

Кемь и Сегежа также смотрите здесь.

Петрозаводск.
Петрозаводску повезло больше чем Мурманску, ведь здесь останавливаются все проходящие поезда дальнего следования. А с приходом электрификации появились и электропоезда. С пригородным сообщением в Петрозаводске всегда было не густо, так как местность вдоль железной дороги не особо сильно заселена — по несколько пар на Медвежьегорск и Токари (сейчас Свирь), плюс один поезд на Суоярви. Ещё был местный поезд на Костомукшу. Вернее на Костомукшу есть и сейчас, только вот раньше он курсировал ежедневно, а не пару раз в неделю.

Служебное расписание пассажирских и пригородных поездов Петрозаводского отделения на 2008/2009 год — смотрите здесь.

Электропоезда Медвежьегорского направления на 2008 год:


К счастью, Петрозаводск не такой таинственный в плане расписаний пригородных поездов, как Мурманск, и сведения по этому вопросу найти легче.

Весь архив моих расписаний по Карелии и Мурманской области находится по этой ссылке.

На этом всё.
Свои сведения, как видите, я держу в открытом доступе — это принципиальная позиция, ведь это часть нашей общей истории, истории железных дорог, пусть и более специфическая. Если есть какая-нибудь ценная информация по расписаниям, дополняйте и присылайте — сохраним историю вместе!


Tags: Заполярье, Карелия, Мурманск, железная дорога, поезда, путешествия, расписания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments