стальных магистралей ценитель... (cryptic_storm) wrote,
стальных магистралей ценитель...
cryptic_storm

Новомосковск железнодорожный. Часть 1 - линия Урванка-Московская.

Долго не мог приступить за написание данного фотоотчёта по тем или иным причинам, и вот, спустя два месяца, закончил.

Ярким и солнечным днём, 23 октября 2016 года, я наконец совершил однодневную исследовательскую поездку в город Новомосковск Тульской области, достаточно крупный промышленный город. Новомосковск расположен в 70 километрах от Тулы и в 210 километрах от Москвы. Он является одним из немногих городов на постсоветском пространстве, в котором одним из видов городского транспорта являются электропоезда. С точки зрения любителя (фаната) железнодорожного транспорта, Новомосковск, с его изолированной сетью городских электропоездов, был, и пока остаётся, удивительным городом. Удивительным в плане наличия "островного" электрифицированного 25 километрового участка Маклец - Бобрик-Донской - он не связан с другими электрифицированными железнодорожными линиями. Этот участок ещё называют "Новомосковское кольцо", хотя это только полкольца. Реальное же кольцо не ограничивается в Маклеце и Бобрике, а "замыкается", если уж так говорить, в Узловой I.
Цель моей небольшой исследовательской экспедиции (а именно так было бы правильно называть данное мероприятие) было максимально подробное фотодокументирование объектов железнодорожной инфраструктуры Новомосковской агломерации и разобранной в 2009-2010 годах 2-ух километровой внутригородской железнодорожной линии Московская - Урванка. Она проходила в черте города от станции Урванка, расположенной на "островной" электрифицированной линии Маклец - Бобрик-Донской, до станции Московская, которая находилась фактически в центре города, в месте пересечения улиц Куйбышева и Московская. Линия была уникальным символом Новомосковска, к сожалению непризнанным и варварски уничтоженным в угоду развития автотранспорта - расширение автодороги, постройка моста за счёт трассы железнодорожной линии. Последний рейс электропоезда с Московской был в июне 2009 года.
Участки обращения электропоездов в Новомосковской агломерации, по состоянию на 2000 год. Современное состояние куда хуже - всё, кроме веток на Анилиновую и Московскую. Схема сделана со скриншота Яндекс-карт:





Расположение уничтоженной в 2009 году линии Урванка-Московская, красным цветом обозначена Новомосковская детская железная дорога:

карта Новомосковска.png


В тексте также будет неоднократное упоминание о линии Урванка-Анилиновая. Краткая справка о ней. Линия начиналась от станции Урванка и уходила в промзону в северо-восточной части Новомосковска. Ввиду падения пассажиропотока, движение электропоездов по ней прекратилось в далёком 2001 году, а электрификация была снята. В отличие от ветки на Московскую, ветка на Анилиновую не была разобрана, а стала сугубо грузовой, ввиду наличия на ней крупной сортировочной станции Промгипсовая.
Я обозначил линию Урванка-Анилиновая и нынешнюю станцию Промгипсовая:




Но перейду к сути дела и описанию увиденного и сфотографированного. Я прибыл на автовокзал Новомосковска примерно в 10 утра. Мой день был тщательно спланирован, и пока до следующего пункта плана оставалось около 40 минут, я решил заснять немного из достопримечательностей города. Помимо промышленных предприятий, детской железной дороги, Новомосковск известен как место истока одной из крупнейших рек европейской части России - Дон. Сам исток Дона представлен незамысловатым сооружением в виде камня с выгравированной надписью:
20161023-IMG_6657.jpg


Прямо за истоком располагается платформа Исток Дона, Новомосковской детской железной дороги:



Дорога является узкоколейной. Движение поездов только в летний период, с мая по сентябрь. Забавно, платформа красиво оформлена, покрашена и выглядит куда ухоженней, чем платформы с достаточно высоким пассажиропотоком "обычной" железной дороги.
Пока я размышлял над этой несправедливостью, незаметно пролетело время. Первый пункт плана был выполнен и я неспеша вернулся к автовокзалу. Автовокзал располагается напротив железнодорожного вокзала Новомосковск-1. Со стороны перрона вокзал выглядит унылой и серой коробкой. Со стороны города фотографировать не стал из-за наличия маргинального типа личностей, ибо в подобных городах больше опасаюсь за свой фотоаппарат. Вокзал пустой внутри, из-за почти полного отсутствия ныне каких либо признаков пассажирской жизни, кроме очереди у касс дальнего следования, территория являет собой образец чистоты и ухоженности:







Станция Новомосковская I формально является остановочным пунктом в границах станции Урванка. Фактически это разъезд на однопутной линии.
Вдалеке сверкает огонёк - дизель-поезд РА-2 возвращается откуда то резервом в депо, скорее всего это тот, что прибыл в Узловую из Ефремова. Я успел его поймать, правда только с хвоста:



Перед следующим поездом занимаю место на пригорке для удачных кадров. Немного спустя к платформе прибывает РА-2 сообщением №6042/6041 Тула-1-Курская - Урванка. Высадив пассажиров, он отправился к своей конечной станции:






Напоследок я сфотографировал общий вид платформы. Платформа рассчитана на полноценный 10-ти вагонный электропоезд, как и практически все высокие платформы городских электропоездов Новомосковской агломерации. С правой стороны когда то также была высокая длинная платформа - она была разобрана в 2010 году по причине плохого состояния и неиспользования ввиду низкого пассажиропотока, с которым прекрасно справлялась только одна платформа.



Я отправился дальше, к главной цели своей однодневной экспедиции. Быстрым шагом по улицам и дворам, и передо мною появилась ДЖД:



Пройдясь дальше, я вышел к, когда то, любопытному месту - железная дорога широкой колеи проходила вдоль узкой. Сама рельсошпальная решётка разобранной ветки находилась приблизительно на месте красного забора, отделяющего ДЖД от автодороги. Вид в направлении станции Московской:



Вид из этой же точки в противоположном направлении на Урванку. Фонарные столбы и дорожный забор находятся точно на месте бывшего железнодорожного полотна, на фото справа от ДЖД:



Идём дальше. Я выхожу на тропинку, точнее сейчас это тропинка, а 6,5 лет назад здесь ходили электропоезда. Тем не менее, эта тропинка находится на невысокой теперь земляной насыпи. Ряд бетонных столбов, на фото они слева, это столбы бывшей контактной сети. Кое-где ещё лежат остатки деревянных шпал.



Пробираться через кусты было трудновато, а местами и противно - грязь, мусор и бутылки лежали повсюду.
Бывшее ж/д полотно пересекало несколько дорог, отходящих от улицы Куйбышева, на которых во время прохождения электропоездов образовывались пробки.
После зарослей кустов и первой дороги начался небольшой пустырь. Ветка проходила примерно посередине между улицей Куйбышева и рекламными столбами:



Я прошёл ещё метров 200 и сделал фото в противоположном направлении:



Часть пути проходила вдоль теплотрассы, на которой частенько любят мусорить прохожие и греться бомжи.
А вот ещё остатки деревянных шпал, которые забыли или не стали убирать с места преступления разрушения:



Бывшая ветка подходит к концу и я подошёл к самому интересному - станции Московской, точнее всё, что от неё осталось:



Вид из этой же точки в противоположном направлении:



А вот остатки от основания первой боковой платформы, которая была демонтирована ещё задолго до закрытия движения на Московскую:



Вид с бывших тупиков в направлении станции Урванка:





Итак, по порядку. Московская - это тупиковая станция. Платформы упирались в здание небольшого вокзала. До 2002 года на станции имелось три пути и две платформы, тут одновременно могли находиться три электропоезда. Расположение, по фотографии, было таковым: боковая платформа слева, два пути, островная платформа, третий путь. На предыдущем и этом фото видны оставшиеся столбы контактной сети и место расположения первой боковой платформы - она была демонтирована после прекращения движения на Анилиновую, повторюсь, в 2002 году.
О том, что здесь находилась железнодорожная станция, напоминают лишь бетонные столбы, возвышение под тупики и широкий пустырь. К моему большому сожалению, оказался разрушен даже бывший вокзал. Это стало для меня шоком, так как ещё во время предыдущего визита в Новомосковск, здание станции ещё сохранялось.
Здесь был вокзал станции Московская, груда мусора и досок скорее всего от него:



А вот фотографии (хоть и сделаны они на цифровую мыльницу), которые я сделал в октябре 2015 года. Удивительным образом оно простояло 5 лет после демонтажа ветки. Сейчас эти фотографии без всякого пафоса можно смело объявить историческими:
20151018-SAM_2688.jpg20151018-SAM_2690.jpg20151018-SAM_2692.jpg


Год назад это здание находилось в очень плохом состоянии, потрескавшееся с отваливающейся штукатуркой. И неудивительно, раз его снесли за ненадобностью.
Но мне пора было идти на станцию Урванка, чтобы успеть на РА-2, который следует на Ефремов через Маклец. По пути делаю одно фото, на месте бывшей ветки в направлении Урванки. Справа видны столбы бывшей контактной сети:



Снова выхожу к Новомосковской ДЖД. Платформа "Парковая" и забавный паровозик напротив:







Возвращаюсь к основному пути. Из-за моста и невозможности пройти по проезжей части приходится идти по тротуару. Слева на фото автосалон, справа от которого проходила ветка от Урванки до Московской. А этот злополучный мост и послужил причиной демонтажа ветки:



Ветка до Московской пересекала улицу Мира, на которой всегда образовывались большие пробки при закрытии переезда. Эту проблему решили при постройке моста в ущерб железнодорожной сети. На фото руины от будки дежурного по переезду на улице Мира. Рекламный плакат "Памятники" на заборе весьма комично вписывается в общую композицию, так как снесённое сооружение действительно является памятником уже ушедшей эпохе:



Теперь можно точнее поймать расположение бывшей ветки. Я прошёл метров 50 далее и сделал фото в направлении Урванки, справа виден столб от бывшей контактной сети:



Вид из этой же точки, в противоположном направлении. Слева от моста столб контактной сети:



Начиная с этой фотографии, я в точности повторяю маршрут разобранной ветки. Вид в направлении Московской, виден один столб:



Вид из этой же точки в направлении Урванки:



Вид в направлении Московской, на первом фото, и Урванки, на втором, через 100 метров:





Выхожу к месту, где бывшая ветка какое время шла параллельно с основной линией Бобрик-Донской - Маклец, до её соединения с ней и станцией Урванка. Передо мной выровненный после демонтажа щебень. Вид в сторону Урванки, справа столбы бывшей контактной сети:



Вид из этой же точки в противоположном направлении, на Московскую:



Тут я вышел вплотную к основной 25 километровой электрифицированной линии "городских электропоездов" Бобрик-Донской - Маклец. Вид в сторону Бобрика:



А здесь вид в сторону Урванки, но уже ближе к переходу. Видите в правой верхней части провода контактной подвески? Они ведут в направлении бывшей Московской. Крайний правый провод - под ним и находились рельсы:



Одна подвеска немного уходит в направлении бывшей Московской. В этом месте бывшая ветка делает спуск:



Вид с перехода. Здесь уже начинается станция Урванка. В центре видна стрелка. Раньше электропоезд при движении с Московской, переходил по стрелке на этот путь, если он ехал в Маклец. Если Урванка была конечной станцией, или электропоезд ехал на Анилиновую (ветка Урванка-Анилиновая, пассажирское движение по ней закрыто с 2001 года), то он оставался на своём пути (крайняя правая контактная подвеска, под ней был путь с Московской):



Кстати это не переход, это бывший переезд, который закрыли после постройки моста через железную дорогу:



Пройдя 100 метров, я сделал общий вид в направлении Бобрика. Хорошо видна насыпь от разобранной ветки и контактная подвеска - крайняя левая и вела на Московскую. По расположению подвески нетрудно сделать схему путевого развития этого места.



Тут я подошёл к концу исполнения одного из пунктов своего плана - станция Урванка:



Островная пассажирская платформа на станции Урванка - вид снизу и сверху, с пешеходного виадука:





Про станцию стоит отдельно сказать. Станция Урванка является узловой. Здесь происходило скрещение электропоездов - из Бобрика-Донского, Маклеца, Московской и Анилиновой. До 2010 года на станции были две высоких островных платформы - та, что на фото, это была платформа в направлении Новомосковской-1 и Узловой. Вторая платформа находилась между двумя крайними справа путями. У неё делали остановку электропоезда, следовавшие в северную промзону, а к правой стороне платформы прибывали электропоезда из Московской, и следовавшие в Анилиновую. Пассажиры, которые ехали с Московской на Маклец, делали тут пересадку. Две платформы на Урванке были подобны кросс-платформенным станциям московского метрополитена, как "Китай-город" или "Третьяковская". Это было весьма удобно, что делало "городские электропоезда" Новомосковска местным подобием метрополитена, наземного.
В настоящее время вторая островная платформа демонтирована, не осталось от неё никаких следов, а место где она находилась, весьма ювелирно вспахано. В январе 2014 года я ехал на пригородных поездах в Ефремов. Одна из пересадок была как раз в Урванке. Тогда же я сделал весьма интересный снимок. На данной фотографии видны остатки от основания второй платформы (на тот момент со времени сноса платформы прошло почти 4 года):



Вид в сторону Московской с виадука и снизу:





Когда-то Урванка была крупнейшей пассажирообразующей станцией на железнодорожной сети Новомосковской агломерации, с высоким пассажиропотоком и плотностью движения пригородных поездов. Когда-то работал и вокзал. В настоящее время он закрыт с 2010 года, после уничтожения закрытия движения на Московскую:





Платформа кажется пустынной.



Но одинокие пассажиры потихоньку начинают выходить на перрон, так как вскоре с Урванки отправится пригородный поезд РА-2 на Ефремов через Маклец.







Вдалеке сверкнул огонёк и мимо платформы проезжает РА-2. Он возвращается в депо с конечной станции Узловая своего маршрута №6731 Ожерелье - Узловая-1. Кстати он едет по тому пути, по корому раньше и ехали все электропоезда в Маклец (если на Анилиновую, то соседний, дальний, путь):





А вот и расписание по станции Урванка, вывешенное на трёх листах формата А4 - это жалкие остатки былых объёмов движения пригородных поездов:



Вскоре к платформе подъезжает РА-2 сообщением №6424/6423 Урванка-Ефремов. Пассажиров кстати садится немало, но почти все они - пожилые люди, льготники, проезд которых оплачивает госбюджет. Благодаря ним, и небольшому потому рабочих в северную промзону в утренний час-пик, кое-как и держится городская железнодорожная сеть Новомосковска. Я также сел в этот поезд с деньгами наготове, в надежде купить минимум два билета, чтобы хоть как то поддержать крохотный пассажиропоток. Однако разъездных кассиров не было вплоть до Узловой-I, и оплачивать было некому. Поезд фактически катает забесплатно желающих - в лучших традициях умирающих железнодорожных линий...



Маршрут этого РА-2, как я уже писал выше, проходит через Маклец - поезд делает большой крюк, зато не тратит время на смену направления в Узловой. Такой маршрут как раз приходится кстати, так как мне необходимо сфотографировать все станции и остановочные пункты Новомосковского кольца, пусть и из окна вагона или дверей.

В следующей части будут фотографии и описания практически всех станций и остановочных пунктов "Новомосковского железнодорожного кольца", а также некоторые старые расписания Новомосковских электропоездов.


Tags: Новомосковск, РЖД, Урванка, ЦППК, городские электропоезда, железная дорога, пригородные перевозки, пригородные поезда, путешествия, электропоезда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments